Это известный факт, что наша психика, наша интуиция чертовски плохи в интуитивных оценках статистики. Помимо типичных примеров ошибок в инвестировании, игры в лотерею, веры в гомеопатию и астрологию, есть ещё один уязвимый аспект – начинание новых дел и представление о том, на каком этапе эти дела должны стать успешными. Возьмём для примера личные отношения, романтические и сексуальные знакомства.
Большинство людей, когда пытаются познакомиться с кем-то новым, знакомится с несколькими людьми. Максимум – с несколькими десятками. Если за это время они не преуспели, то они чаще всего делают вывод о том, что они не востребованные, далее у них падает самооценка, ухудшается отношение к себе, и они отказываются от этой идеи. И это ещё достаточно оптимистический сценарий. Несколько десятков человек ещё достаточно героический поступок.
Между тем, давайте возьмём простую статистику и зададимся вопросом, скольким людям и какому проценту людей в мире вы нравитесь. Допустим, вы считаете, что вы нравитесь 10% людей, то есть каждому 10-му. Это довольно много – для 800.000.000 человек на планете, вы считаете, что вы сексуально привлекательны. Да у вас достаточно неплохая самооценка! Далее – зададимся вопросом, какой % населения на планете заинтересован и открыт к тому, чтобы быть сейчас в отношениях. Ну, допустим, тоже каждый 10-й. Далеко не факт, но допустим. Это значит, что, взяв только эти 2 параметра, то каждый 10-й, от каждого 10-го мы уже получаем, что, перебрав 100 человек, в среднем у вас должно всё растись с 1 из 100. Безусловно, вы для своих адвансов выбираете, скорее всего, не случайного среднего человека из популяции, а кого-то, про кого есть основания полагать совместимость и доступность. Тем не менее, этот нехитрый расчёт должен показать вам направление мысли и в какую сторону начать думать, чтобы задаться вопросами, а сколько раз вам надо попытаться что-то сделать? Сколько раз надо с кем-то познакомиться с целью найти себе романтического или сексуального партнера прежде, чем вы начнёте считать, что дело в вас? Сколько раз вам надо попытаться запустить бизнес? Сколько раз попытаться поступить в институт? Сколько раз попытаться найти работу? Достаточно ли, что вы попробовали откликнуться на 3 вакансии? Или 33, или 333? На каком этапе вам нужно начать считать, что проблема во вас? Большинство людей этими вопросами не задаются. Они начинают считать, что проблема в них уже на первом резюме. Они отправили один отклик, им не ответили, и они такие «о боже мой, я не востребованный, никому не нужный, о ужас, я никогда не устроюсь на работу». Или парень подошёл к одной девушке, она не дала свой номер. Или девушка намекнула одному парню, и то, как у нас девушки ухаживают – поставила лайк на его аватар, и он не откликнулся. Всё, боже мой, мхатовская драма, сердце разбито, я ему не нужна, умру одна в окружении сорока кошек. Не надо так поступать.
Мы живём в очень большом мире, в котором невероятное количество всего, много людей, процессов, ресурсов. Спасибо глобализации. Поэтому, прежде чем давать оценку обратной связи от реальности, задайтесь вопросом о том, насколько у вас репрезентативная выборка, чтобы на эту обратную связь вообще обращать внимание. Ну и погуглите, что такое теорема Байеса что ли.