Из истории мы знаем Ярослава Мудрого как великого князя Киевского (1019-1054 годы правления), при котором Русь достигла наивысшего расцвета, однако русские летописи, а также польские и немецкие хроники повествуют о нелицеприятных фактах из жизни этого князя, предавшего близких ему людей – девять родных сестер и жену Анну и бросивших их на произвол судьбы в польском плену.
Старшая сестра
Княжна Предслава (год рождения примерно 983) была родной сестройЯрослава то есть дочерью Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Она попала во множество хроник и русских, и европейских, что было большой редкостью в то время. Предслава получила великолепное образование, владела латынью и греческим, была музыкальна, играла на разных инструментах, красиво пела и была хороша собой.
Ее судьба необыкновенно трагична и повторяет судьбу ее несчастной матери Рогнеды. Она стала заложницей политических интересов, ее предали ближайшие родственники и одним из предателей стал ее родной брат Ярослав Мудрый.
После изгнания ее матери Рогнеды из Киева в 987 году, Предслава осталась жить вместе с дочерями Владимира. Всего было девять сестер и Владимир поселил их отдельно в особом селении, неподалеку от Киева на реке Лыбедь. Селение носило ее имя – Предславино, где Предслава как старшая заботилась о своих сестрах. Еще при жизни Владимира к ней сватался польский король Болеслав Храбрый, безумно в нее влюбленный, но получил отказ. Причина простая - Владимир не хотел давать за дочерями приданое, они его не интересовали, он воспринимал их как обузу и не желал на них тратиться. Возможно здесь сказалось и влияние Анны, его последней христианской жены, которая и посоветовала отселить всех девочек с глаз долой. Хроники о других дочерях Владимира не упоминают.
Как Предслава помогла своему брату Ярославу в борьбе со Святополком
Удивительно, но летописи сохранили письма Предславы своему любимому хроменькому брату Ярославу, который княжил в Новгороде.
Лаврентьевская летопись упоминает три ее послания.
Первое письмо относится к 1015 году, где она сообщает, что умер князь Владимир и она боится, что Святополк уничтожит всех братьев и попытается захватить престол. Прав на престол он не имел поскольку он был не родной сын Владимира, а сын Ярополка, его брата, убитого Владимиром.
К 1016 году относятся еще два письма Предславы. В первом она обвиняет Святополка в убийстве Бориса князя Ростовского, о котором ей поведал дружинник Бориса Моисей Угрин и она предупреждает, что после Бориса Святополк убьет Глеба, а потом пойдет убивать его, Ярослава.
Во втором письме она сообщает об убийстве Глеба князя Муромского и Святослава Древлянского (Борис и Глеб были сыновьями Владимира от христианской жены Анны, Святополк был сыном Ярополка, брата Владимира, которого Владимир предательски убил). Святополк люто ненавидел убийцу своего отца и после смерти Владимира поспешил занять киевский престол. Возможно, что и Ярослава ждала бы участь своих братьев, но Предслава его предупредила.
Именно эти предупреждения сработали на руку Ярославу они дали ему возможность оценить обстановку, собрать войско и очень вовремя прибыть под Киев и в битве победить Святополка и пленить его жену, польскую принцессу.
Святополк бежит в Польшу к своему тестю, которым является не кто иной как Болеслав Храбрый. Ярослав радостно вступает в Киев, с ним приезжает и его жена норвежка Анна.
Болеслав продолжает безумно любить Предславу, к 1016 году он уже не молод, трижды овдовел, но он делает еще одну попытку сватовства - просит у Ярослава руку Предславы. Ему отказывают по политическим соображениям, из-за родственной связи со Святополком.
Болеслав вместе со Святополком выступает в поход на Киев, Ярослав со своим войском движется навстречу. Два войска встретились на Западном Буге, где Ярослав был наголову разбит и бежал в Новгород оставив в Киеве свою семью, за что Болеславом был обозван согласно польским хроникам «трусливым королем».
Повесть временных лет сообщает об этой битве следующее: «В год 6526 [1018] пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с поляками. Ярослав же, собрав множество руси, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка. И пришел к Волыню, и стали они по обеим сторонам реки Буга. И был у Ярослава кормилец и воевода по имени Буда [Будый], и стал он оскорблять Болеслава, говоря: «Проткнем тебе колом брюхо твое толстое». Ибо был Болеслав так велик и тяжек, что и на коне не мог сидеть, но зато был умен. И воскликнул Болеслав, обратившись к дружине своей: «Если вас не оскорбляет насмешка эта, то погибну один». Сев на коня, въехал он в реку, а за ним воины его, Ярослав же не успел исполниться, и победил Болеслав Ярослава. И убежал Ярослав с четырьмя мужами в Новгород».
Почти без сопротивления Болеслав храбрый въехал через Золотые ворота Киева и здесь начинается трагедия Предславы.
Трагедия Предславы
Польский хронист Галл Аноним так описывает события 14 августа 1018 года: «А Болеслав, не встретив себе никакого сопротивления, войдя в город, большой и богатый, обнаженным мечом ударил в золотые ворота. Спутникам же своим, удивлявшимся, зачем он это сделал, с язвительным смехом сказал: "Как в этот час меч мой поражает золотые ворота города, так следующей ночью будет обесчещена сестра самого трусливого из королей [Ярослав Мудрый], который отказался выдать ее за меня замуж; но она соединится с Болеславом не законным браком, а только один раз, как наложница, и этим будет отомщена обида, нанесенная нашему народу, а для русских это будет позором и бесчестием". Так он сказал и подтвердил слова делами».
И как он сказал – пишет Гал Аноним, так и подтвердил слова делами, насилие было совершено показательным способом.
Княжну привели в зал, где победители отмечали успех, затем отвели в соседнюю комнату, куда сразу последовал Болеслав. Когда он вернулся, был встречен овациями. Вскоре через зал вынуждена была пройти и Предслава.
Летописец Нестор в Повести временных лет добавляет еще более страшную деталь, он говорит, что все было сделано публично, а потом польский князь держал княжну в одной из комнат дворца и наведывал Предславу, как только появлялось на нее желание.
Болеслав к тому времени был женат четвертый раз на немецкой графине Оде, то есть Предслава могла оставаться только наложницей, он не мог на ней жениться. Есть мнение историков, что именно этот момент поссорил Болеслава и Святополка. Святополк не хотел юридического оформления этого брака, так как считал, что это усилит его противника Ярослава.
В руки Болеслава попала не только Предслава, но и все восемь сестер Ярослава и его жена Анна. Болеслав довольно быстро покинул Киев, забрав часть земель под Польшу (галицко-волынские земли) и поделив со Святополком киевскую казну. Сестер Ярослава и его жену он увез с собой в плен. Как мы уже знаем, в это время в плену у бежавшего в Новгород Ярослава находилась жена Святополка, дочь Болеслава Храброго.
По прибытии в Польшу Болеслав пытается с помощью обмена решить вопрос о возвращении собственной дочери. Он предлагает Ярославу обменять Предславу и возможно других сестер, а также его жену Анну на свою дочь. Ярослав категорически отказывается
Совершенно не интересуясь судьбой своей первой супруги Анны (неизвестно что с ней стало в польском плену), Ярослав сватается к шведской принцессе Ингигерде, которая становится его второй женой и рождает ему сыновей и дочерей.
Польские хроники говорят о существовании Предславы в польском плену противоречиво. Одни указывают, что их поместили в Польше на Ледницкий остров в центре Польши, где был для них построен дворец в византийском стиле и церковь. Там жили все женщины Ярослава, что с ними случилось далее никто не знает, только известно, что Марию выдали за польского короля Казимира, преемника Болеслава Храброго
Считают, что после 1025 года все пленники были отпущены обратно, им был представлен выбор. Часть осталась и приняла католичество, но упоминаний о Предславе нет, могила ее не известна. Часть хроник говорит о ней с сочувствием и осуждают Болеслава за разврат недостойный христианского государя.