Можно по разному относиться к годам правления императора Павла I, можно насмехаться над его деятельностью, можно относиться негативно, можно нейтрально. Но я отмечу несколько моментов в его деятельности и об одном из них расскажу. Император Павел I уменьшил расходы на содержание императорского двора в 10 раз. Вдумайтесь уважаемые читатели, бюджет был около около 9 млн. рублей, это колоссальные деньги по тем временам. Павел I запретил содержание заштатных офицеров в гвардии и в армии, это скопище тунеядцев или праздношатающихся по гражданским заведениям. Павел I сократил расходы на армию, но при этом увеличил солдатский рацион и ввел теплую форму одежды для солдат, кто хоть раз ходил в караул, тот знает что такое тулуп в суровые морозы на посту. Павел I запретил использование солдат на гражданских работах, не связанных с армейской деятельностью. Были и другие полезные для государства и облегчения простого народа меры, принятые императором. Но конечно не все меры вводимые Павлом были замечательны.
Я расскажу в этой статье о том, как император заботился о детях сиротах, чьи отцы погибли в войнах или на военной службе. Еще будучи наследником Павел I, на свои личные средства организовал две школы для детей военных инвалидов и детей сирот погибших солдат. В 1875 году он объединил эти школы в одну и разместил ее в Гатчине. При этой школе жили 300 инвалидов войны, опекаемые Павлом I, на его личные средства. Павел назвал школу Сиротским домом.
12 апреля 1798 года, после восхождения Павла I на торон, школа была названа: " Императорский военно-сиротский дом". 23 декабря 1798 года был принят указ об учреждении Военно-Сиротского Дома и его отделений при гарнизонных полках. В этом указе было утверждено: Положение о Военно-сиротском доме и его отделениях, выделены средства для обеспечения деятельности Военно-Сиротского Дома, определена структура, программа обучения и распределения выпускников по окончанию обучения и пребывания в этом заведении. Всего предполагалось устроить в эти дома 16400 сирот солдатских сыновей, не считая детей дворян штаб и обр-офицеров.
Военно-сиротский дом имел 2 отделения; одно для "благородных детей", второе для солдатских сыновей. В каждом из отделений имелось еще женское отделение. Содержались они за государственный счет. В Первое отделение принимались мальчики не старше 11 лет. В программу обучения дворянских сыновей были включены; русский и немецкий язык(на немецком языке должны были уметь читать, писать и разговаривать на определенном наречии), грамматика, геометрия, артиллерия, фортификация и тактика, рисование, история и география. И фронтовая наука. Окончившие курс наук и сдавшие экзамен выпускались в армию: Портупей-Прапорщиками(унтер-офицерское звание до 1797 года, с 1798 присваивалось лучшим из подпрапорщиков), Эстандарт-Юнкерами(унтер-офицерское звание для дворян в тяжелой кавалерии), Фанен-юнкерами(унтер-офицерское звание для дворян в легкой кавалерии) и Юнкерами(унтер-офицерское звание для дворян), показавшие отличные успехи выпускались в армию офицерами.
Девицы "благородного"происхождения принимались с 11 лет и обучались; закону божьему, русскому и немецкому языку, грамматике, арифметике, рисованию, географии и истории. Учились шить, вязать и "плетению разного рода". Учились вести домашнее хозяйство и приготавливать пищу.
Во второе отделение принимались дети солдат гвардейских и армейских полков, в основном сироты. Содержались за казенный счет и обучались; закону божьему, русскому языку, арифметике. После изучения этих предметов, кто показал отличные успехи переводили в 1-е отделение(не более 50 человек) и из ни готовили учителей для гарнизонных отделений Военно-сиротского дома и гарнизонных школ. В солдатские отделения принимали детей с 7 лет, полных сирот могли принимать и моложе. После изучения школьных предметов, эти воспитанники поступали в ремесленные классы. В этих классах из них готовили: портных, сапожников, башмачников, обучали слесарному,седельному, кузнечному, ружейному токарному и другим профессиям, которые были необходимы в армии. Кто имел склонность к музыке, учили играть на музыкальных инструментах. По окончанию воспитанников отправляли, как правило в полки, в которых ранее служили их отцы.
Воспитанницы показавшие отличные результаты оставались в Военно-Сиротском доме в качестве учительниц, с получением жалования. Воспитанницы обоих отделений, по окончанию получают паспорт и поступают на гражданскую службу. Восьмую часть жалования они отдавали Военно-Сиротскому Дому и числились за этим домом. Пока не выйдут замуж. Если они собираются выходить замуж, то руководство Дома было обязано проверить жениха на его состоятельность, серьезность намерений и принять решение, разрешить брак или нет. Если брак разрешался, то Сиротский дом из своих капиталов, выделал сумму в качестве приданного. Суммы были разные для каждого случая, но вполне достойные. Вот такой был царь-самодур.
Вот и все, что хотел рассказать о деяниях "императора самодура" Павла I, по отношению солдатских сирот.
Уважаемые читатели. Если вас интересует история русской армии, история казачьих войск(их было около 50-ти, за всю историю России) и иррегулярных формирований из народов населявших Россию, подпишитесь на канал и вы сможете найти на канале статьи, например: о Екатеринославском казачьем войске, Азовском казачьем войске, Исетском казачьем войске и других казачьих объединениях. Узнаете об истории Башкиро-Мещерякского войска казачьего войска, Крымско-татарского войска и других иррегулярных формирований. Узнаете где готовили офицеров для этих войск и другие интересные факты из военной истории России
P.S. Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, то поставьте лайк, буду благодарен