В Советском Союзе эта киностудия появилась одной из последних - всего за год до смерти Сталина в 1952. Но это не помешало ей выпустить около 150 кинофильмов до распада СССР. Хотя картины были самыми разными, до сих пор у многих зрителей молдавское кино ошибочно ассоциируется с цыганской темой.
В 1970-е цыганская тематика стала невероятно популярной в Советском Союзе. Цыганский этнос, обладающий богатыми фольклорными и культурными традициями, веками радовал жителей нашей страны своими танцами и песнями, но именно благодаря кино цыгане стали особенно любимы в СССР. Достаточно сказать, что самым кассовым фильмом за всю историю советского кинопроката стала мексиканская картина "Есения", которая собрала в кинотеатрах больше, чем каждого третьего жителя СССР - почти 100 миллионов зрителей.
А посвящена она была цыганке из табора и её любви к офицеру, у которого она стащила кошелёк. Даже боевик "Пираты XX века" Бориса Дурова, являющийся самым популярным советским кинофильмом за всю историю проката, привлек лишь 82 миллионов зрителей. До "Есении" ему было далеко, потому что цыган советский народ тогда любил больше пиратов. И почему-то часто ассоциировал их с молдаванами.
Самым знаменитым молдавским актёром в то время считался народный артист СССР Михай Волонтир. А наиболее известная его работа - четырехсерийный фильм Александра Бланка "Цыган". Он собирал у телеэкранов всю страну, и намек на смерть Будулая в конце последней серии вызвал искреннее отчаяние зрителей - они завалили телевидение письмами с требованием не дать любимому герою умереть. Через пять лет вышла картина "Возвращение Будулая", где злоумышленники из первого фильма понесли заслуженное наказание, а любимый народом цыган всё-таки на излёте жизни смог обрести счастье с героиней Клары Лучко.
А наиболее известным молдавским кинорежиссёром в нашей стране являлся Эмиль Лотяну. И один из главных его хитов - опять-таки на цыганскую тему - "Табор уходит в небо". Картина пользовалась огромной популярностью, она и сегодня достаточно часто повторяется по телевидению, как и следующий фильм Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь", где дебютировала юная Галина Беляева. На съёмках они с режиссером сблизились и вскоре стали мужем и женой. Так, значит, "Молдова-фильм" задавала-таки цыганскую тему в советском кино? Нет, ведь несмотря на то что Волонтир был молдаванином, фильм "Цыган" снимали на Одесской киностудии. И хотя над лентой "Табор уходит в небо" работали почти сплошь молдавские кинематографисты, снята она на "Мосфильме". Да и почти никто из снимавшихся в этих фильмах артистов не являлся цыганом. Более того, настоящие представители этого народа данные ленты и исполнителей в них часто не любили.
Но "Молдова-фильм" могла похвастаться отличными картинами и не про цыган. К примеру, здесь дебютировали такие мастера советского кинематографа, как Михаил Калик, Пётр Тодоровский, Георгий Натансон и уже упомянутый Эмиль Лотяну. Первые заметные роли на этой киностудии сыграли Михаил Боярский в фильме "Мосты" 1974 года и Татьяна Васильева в картине "Марк Твен против" 1975 года. На студии раскрылся талант гениального советского композитора Евгения Доги. Именно здесь Михаил Калик снимал свои самые знаменитые фильмы "Юность наших отцов" и "Человек идёт за солнцем".
"Молдова-фильм" выпускала неплохие детективы. Прежде всего можно вспомнить фильм "Обвиняются в убийстве", который гремел на всю страну. Он впервые показал, как компания совсем не законченных негодяев, а вроде бы нормальных, даже приличных молодых людей неожиданно звереет и избивает насмерть ни в чём не повинного парня. Причем происходит это преображение за секунды - от людей до нелюдей. Фильм пытался разобраться, что же могло толкнуть этих воспитанных в советском обществе юношей на такое зверское преступление. Сама картина жарко обсуждалась в прессе, тем более, что она была основана на реальных событиях. В 1975 году режиссёр фильма Борис Волчек (отец актрисы и режиссера Галины Волчек), сценарист Леонид Агранович и исполнительница главной роли Елена Козелькова получили за фильм Государственную премию СССР. А журнал "Искусство кино" называл этот фильм "антидетективом", поскольку главным здесь было не расследование убийства, а поиск его социальных корней.
Можете ли вы представить Ирину Мирошниченко в образе иностранной шпионки, которая засылается в Кишинев, чтобы соблазнить сына крупного молдавского физика и получить от него ценную для западной разведки информацию? А именно это происходит в детективном шпионском фильме "Агент секретной службы", снятом режиссером Ионом Скутельником на студии "Молдова-фильм" в 1978 году. Иностранную тему на студии любили, к примеру, в 1976 году здесь экранизировали детективный роман Дика Фрэнсиса "Фаворит" о преступлениях на ипподроме. А 1981 году поставили ещё более популярный у телезрителей детектив "Ошибка Тони Вендиса", главную роль в котором сыграл Игорь Костолевский. Это экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта. Партнёром актёра выступила красавица Милена Тонтегоде, а роль неудачливого наёмного убийцы сыграл Александр Филиппенко.
В 1981 году на студии "Молдова-фильм" Вадим Дербенев экранизировал роман Уилки Коллинза "Женщина в белом", который считается лучшей работой в кино Эдуарда Марцевича, почему-то довольно часто снимавшегося именно в Молдавии. Эта лента, объединила множество интересных советских актёров, включая Александра Абдулова, Владимира Зельдина, Владимир Басова, Марию Барабанову, Виталия Шаповалова и многих других. Правда, молдавских артистов здесь практически нет. А фильм Александра Орлова "Гобсек" - экранизация одноимённой повести Оноре де Бальзака - является, пожалуй, единственной главной ролью в кино замечательного актёра и мастера дубляжа Владимира Татосова, который блистательно играет самого скупого в истории парижского ростовщика.
Многим кажется, что после роли Васеньки в знаменитом фильме Виталия Мельникова "Старший сын" актёр Владимир Изотов больше в кино не снимался. Но это не так, у него были и другие работы, включая пару главных ролей. В картине 1981 года "Здравствуйте, я приехал!", выпущенной киностудией "Молдова -фильм", Изотов как раз основной актер. Лента снималась в Кишинёве, одним из партнёров у Изотова был Леонид Каневский, но фильм, к сожалению, не получился. Успешной карьеры в кино и театре у Изотова тоже не вышло, и такого триумфа, как с лентой "Старший сын" он более не испытал. А в 1991 году ушел из Театра на Малой Бронной и пропал на десятилетия. Лишь недавно Владимир появился в одном из ток-шоу и рассказал, что давно живёт один "на подачки", нигде не работает, делает пирожки с начинкой из одуванчиков и крапивы, а за его квартиру платит брат. Изотов не разговаривает со своими коллегами, предпочитая покой и тишину, а также написание картин, стихов, музыку и вылепливание фигурок из глины.
Киностудия "Молдова-фильм" нечасто снимала детские фильмы, но и у неё были успешные работы в этом направлении. Пожалуй, самой знаменитой является лента "Мария, Мирабела", представляющая собой сочетание художественного и мультипликационного кино. Это совместный проект "Молдова-фильм", "Союзмультфильма" и румынской киностудии "Casa de Filme 5", а режиссёром является румын Ион Попеску-Гопа. Он же написал и сценарий, навеянный сказкой румынского классика Иона Крянгэ "Старухина дочка и старикова дочь". Лента примечательна ещё и тем, что обе исполнительница главных ролей были в таком юном возрасте, когда они ещё не умели читать. Поэтому не могли учить слова из сценария, и почти все их реплики в фильме - импровизация. В начале 1980-х чуть ли не все советские дети младшего возраста целыми классами посещали кинотеатры, где смотрели этот замечательный, добрый фильм. А многие до сих помнят из него главную песенку.
После распада Советского Союза Молдавия столкнулась с очень тяжёлым экономическим положением, и киностудия "Молдова-фильм" фактически прекратила своё существование на долгие годы. Однако мы всё ещё можем наслаждаться большой киноколлекцией этой интересной студии, которая подарила зрителям массу хороших фильмов.