Модели исполнительного производства в Республике Казахстан и Республике Узбекистан на сегодняшний день отличаются от российской административной модели исполнительного производства. Тем не менее, данные модели можно считать производными от российской.
В Республике Казахстан исполнительным органом является специальный комитет при министерстве юстиции. Судебные исполнители являются должностными лицами комитета и работниками юстиции. Таким образом, модель исполнительного производства в Республике Казахстан - административная модель. Своеобразие данной модели придают два обстоятельства. Первое: в течение длительного времени к судебным исполнителям - работниками юстиции в судах относились как к работниками своего ведомства, а не чужого. Это означает, что заявления об оспаривании исполнительных действий рассматривались судами в особом порядке, а не на общих основаниях. В настоящее время, однако, в судах к судебным исполнителям относятся на общих основаниях. Кроме того, административная модель исполнительного производства совмещается в Республике Казахстан с частной (небюджетной) и бюджетной системами исполнительного производства. Вопрос о системах исполнительного производства, или о системах органов принудительного исполнения, важен в ракуррсе перспектив реформирования российского исполнительного производства. В России предлагается к внедрению институт частных судебных приставов на самообеспечении.
В исполнительном производстве каждый мечтает стать баем, манапом и беком, чтобы заниматься благородной соколиной охотой.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904). Богатый киргизский охотник с соколом. 1871. Государственная Третьяковская галерея.
В Республике Узбекистан органом принудительного исполнения является специальный комитет в составе прокуратуры. Судебные исполнители являются работниками прокуратуры. Это обстоятельство безусловно отражается на характере общения (коммуникации) с лицами, участвующими в исполнительном производстве. Опыт Республики Узбекистан весьма важен для российской действительности. Значительную часть исполнительных производств в работу судебного пристава-исполнителя составляют производства с должниками - органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов названными органами. Логично предложить прокуратуре осуществлять надзор за добровольным исполнением судебных решений органами публичной власти.
Обсуждение вопроса о добровольном погашении задолженности в арабском дворике.
Маковский Константин Егорович (1839-1915). Дервиши в Каире. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея.
Вопросы для самопроверки: 1) почему для российского исполнительного производства важен опыт законодательного регулирования исполнительного производства в Республике Казахстан; 2) допустимо ли органам исполнительного производства предложить прокуратуре более интенсивоно заниматься надзором за добровольным исполнением судебных решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления?
P.S. Карточки из личного собрания автора. Материнский альбом.