Найти в Дзене

Техника отчаяния: немецкий "истребитель танков" на базе бронетранспортёра, или Sd.Kfz. 251/22

Средний полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz. 251, он же "Ганомаг", он же "Зондер-краф-фарцойг 251", является самым массовым немецким бронетранспортером времён Второй мировой войны. Выпускались такие с 1939 года, и вплоть до самого окончания войны. И для чего только эти "полугусы" немцы не использовали за эти годы в различных модификациях: машины связи, передвижные командные пункты, санитарные машины, самоходные огнемёты и зенитные установки, а также множество других модификаций. Но мы поговорим о самоходных артиллерийских установках на базе "Ганомага", а именно о модификации Sd.Kfz. 251/22 c 75-мм противотанковой пушкой PaK 40 L/46.

Sd.Kfz. 251/22 в составе колонны
Sd.Kfz. 251/22 в составе колонны

В последние годы войны нацистская Германия испытывала определённые сложности как на полях сражений, так и в экономическом плане. Всё это привело к необходимости создания относительно дешёвых и простых в производстве самоходных артиллерийских установок – истребителей танков, базой для которых стал Sd.Kfz. 251 Ausf. D.

Впервые упоминается о предложении устанавливать на Sd.Kfz. 251 75-мм орудие в конце 1944 года, и речь тогда шла о длинноствольной KwK L/48 (такие устанавливались на Pz.Kpfw. IV). Но время у немцев в конце 1944 года, как Вы понимаете, уже поджимало. Поэтому также предлагалось устанавливать на "Ганомаги" обычные противотанковые пушки PaK 40 L/46, что воплотить в жизнь возможно было в относительно короткие сроки.

Ещё в 1942 году немцы начали устанавливать на Sd.Kfz. 251 75-мм короткоствольные пушки KwK 37, а затем и KwK 51. Эта модификация появилась после того, как немецкие танки, ввиду беспомщности перед советскими "тридцатьчетвёрками" и другими машинами, стали перевооружать на длинноствольные орудия. А имеющимся в большом количестве короткоствольным пушкам нашли применение в качестве самоходных артиллерийских установок на базе полугусеничников.
Sd.Kfz. 251/9
Sd.Kfz. 251/9

И так, вернёмся к Sd.Kfz. 251/22. Решение начать устанавливать на "Ганомаги" обычные PaK 40 обуславливалось, в том числе, возможностью оперативно переоборудовать уже имеющиеся ранние Sd.Kfz. 251/9. Кстати, "девятки" выпускались и на базе более ранней модификации бронетранспортёра – Ausf. C. Если же говорить о 251/22, то это только Ausf. D. Отличить Ausf. D от предыдущих модификаций просто – его кормовая часть выполнена из одного наклонного листа, а ящики с ЗИП интегрированы в борта корпуса.

Согласно проекту PaK 40 монтировалась в бронетранспортёр без шасси. Орудийный щит оставался, и служил для дополнительной защиты расчёта. Единственное, в штатном виде щит не помещался в корпус бронетранспортёра, поэтому его нижние угловые части отрезались. Если говорить о переделках самого корпуса бронетранспортёра, то здесь, в связи с габаритами орудия, требовался дополнительный вырез в крыше отделения управления. Горизонтальная наводка орудия – 18° вправо и 20° влево. Вертикальная наводка – от -3° до +22°, а боекомплект включал в себя 22 снаряда. О том, что водителю этой "эрзац-машины" будет крайне тесно, не приходилось и говорить.

Боевое отделение Sd.Kfz. 251/22. Тесновато, не находите?! Особенно интересно, как пробирался водитель к своему рабочему месту
Боевое отделение Sd.Kfz. 251/22. Тесновато, не находите?! Особенно интересно, как пробирался водитель к своему рабочему месту

Проект был воспринят с энтузиазмом, и было решено заменить выпускающиеся Sd.Kfz. 251/9 с короткоствольными пушками (в то время уже мало на что способными) на Sd.Kfz. 251/22 с PaK 40/L46. Кроме этого предполагалось создание комплектов для переоборудования уже имеющихся Sd.Kfz. 251/9 на местах, то есть в условиях полевых ремонтных мастерских.

Производство Sd.Kfz. 251/22 началось в декабре 1944 года, а уже к марту 1945, из-за наступательных действий Красной Армии, было остановлено. Точное количество выпущенных бронетранспортёров с PaK 40 мне неизвестно, но по некоторым данным в декабре 1944 и январе 1945 сдали восемь десятков таких машин. Также не стоит забывать про комплекты для переоборудования на местах, которые начали поступать в войска уже в декабре 1944 года.

Из доклада генерал-инспектора танковыйх войск Гитлеру 4 декабря 1944 года:

"...6/ Ход установки противотанковых пушек обр. 1940 на средних полугусеничных транспортёрах марки "9" /251/9/.
75-мм противотанковая пушка обр. 1946 на среднем полугусеничном транспортёре
68 установок с командой сопровождения и наставлением по установке отправлены в 2.30 4.12 с вокзала Темильгоф в Бергиш - Гладбах - северный танковый центр формирования.
6 установок отправлено в 18.00 3.12 запасной бригадой "Великая Германия" в гренадёрскую бригаду фюрера.
32 75-мм противотанковых пушки обр. 1940 находятся в Эберсвальде/завод "Ардельт"/ в полной готовности к отправке. Военно-транспортное управление "Центр" отдало приказ об отправке их в 19.00 4.12 в северный танковый центр формирования в Бергиш - Гладбах.
34 75-мм противотанковых пушки обр. 1940 поступят ориентировочно до 7.12
Sd.Kfz. 251/22
Sd.Kfz. 251/22

Конечно, решение о начале производства Sd.Kfz 251/22, а также о переоборудовании уже имеющихся транспортёров с короткоствольными пушками, появилось не от хорошей жизни. Что могла противопоставить такая самоходка настоящему танку, кроме как относительно неплохой огневой мощи?! Подвижность, учитывая полугусеничный ход, а теперь ещё и перегруженность машины тяжёлым орудием, оставляла желать лучшего. Защищённость в виде бронирования 8-15 мм. спасала только от малокалиберных пулемётов и шальных осколков.

Исходя из этого понятно, что Sd.Kfz 251/22 мог быть эффективным, как и обычное противотанковое орудие, при ведении огня из засады. Но при этом "истребитель танков" на базе транспортёра имел неоспоримое преимущество в виде подвижности, и в умелых руках вполне мог доставить неприятности противнику.

А что Вы думаете по поводу этой самоходки? Пишите в комментарии своё мнение! А если было интересно, то не забывайте подписаться на канал.