Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Японские три сосны (07.04.2023)

#геостратегия
Переход в Европе от феодальной раздробленности / абсолютизма к капиталистическому обществу для простого населения заключался в отмене сословного деления, а для элит означал серьезную ротацию. «Старые деньги» (аристократические роды возрастом более 500 лет) сохранили контроль над земельными активами, что ранее составляли основу влияния и власти. При этом они необратимо отстали в получении промышленных / индустриальных активов, утратив вес и влияние, проиграв «умным деньгам» (возраст кланов / семей 150-300 лет).

В истории были примеры, когда подобный переход происходил без растянутой во времени элитной революции. В результате реставрации Мэйдзи (1868-1889 гг.) в Японии произошло упразднение сословий и самурайской системы управления. Конфедерация из порядка 300 самостоятельных во внутренней политике княжеств была преобразована в централизованное, единое государство.

Элиты упраздненных влиятельных княжеств получили в своё ведение относительно независимые отдельные министерства / области деятельности единого государства. Разделение из горизонтально-территориального плавно и быстро перешло в вертикально-отраслевое. Для примера, полицией руководили / занимались в основном самураи из Хиго и Айзу-Вакамацу, финансами – Хидзэн, армией – Тёсю, флотом – Сацума и др.

В дальнейшем это способствовало формированию дзайбацу и кэйрэцу – соединение понятий семьи, клана, картеля, синдиката, кластера корпораций, обеспечив преемственность влияния старой элиты. В Японии сложилась система с фрагментацией, поиском консенсуса наверху и жесткой иерархией в рамках отдельных направлений до самого низа по всей стране. Для данной культуры характерна очень высокая контекстность социальных принципов, нет универсальности – верное на одном уровне, ошибочно для другого.

Рассмотрение японской культуры и общества сквозь призму противоречия индивидуализм-коллективизм, пацифизма (за которым скрывается нежелание воевать за интересы США), недоверия государству (вместо повышения налогов формируют дефицит и громадный контролируемый долг), авторитаризма и т.д. напоминает блуждание в трёх соснах. Источниками подобных построений часто являются сами японские авторы вроде Иногути Такаси. Это позволяет говорить о сознательной дезинформации внешнего мира.

Работы западных исследователей только усиливают упрощённое и искажённое представление о японской культуре, характерный национализм и шовинизм, в первую очередь по отношению к другим азиатским народам упускается. Японская коллективистская, рисовая культура отличается от Китая и других соседей принципом взаимного служения (самурай служит, защищая крестьянина, крестьянин служит, кормя самурая), отношением к смерти и осознанным вопросом нахождения индивида в коллективе (принятие, борьба, подчинение, самоубийство и др.). Последнее очень хорошо просматривается в произведениях японских классиков. Только зачем всё это, если так удобно сравнивать политические системы Японии, Британии и Китая, упиваясь тонкостями и совпадениями.

И, да, религиозные и этнические идентичности для японцев вторичны, принадлежность к «клану» много важнее, позволяя смоделировать один из вариантов глобального будущего – Мир кланов…

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2600

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей