Вы любите собирать грибы? Мы, например, очень любим. Кто-то, разумеется, к этому занятию равнодушен – но любителей всё же очень много. Так вот – теперь придётся задуматься, прежде, чем отправиться на «тихую охоту», которая может обернуться приличным тюремным сроком.
«Госдума приняла закон о лишении свободы за незаконный сбор краснокнижных грибов» Возможно, кто-то даже поддержит такое решение – вроде как из любви к природе. Но не спешите делать выводы.
«МОСКВА, 6 апр — РИА Новости. Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект ЕР о введении уголовной ответственности за уничтожение ценных растений и грибов, в том числе краснокнижных. Документ внесли на рассмотрение еще в ноябре. Авторы инициативы — представители обеих палат от "Единой России" — предлагают унифицировать "подход к обеспечению уголовно-правовой защиты особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, а также объектов растительного мира", занесенных в российскую Красную книгу или охраняемых международными договорами.
Составы преступлений устанавливаются по аналогии со статьей 258 УК ("Незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных"). Максимальное наказание — лишение свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом до миллиона рублей. При этом уголовной ответственности будут подвергаться только те, кто совершил преступление с преднамеренным умыслом, а не по неосторожности.
Как ранее сообщал председатель думского комитета по госстроительству
и законодательству Павел Крашенинников, уголовное наказание, возможно, получит лишь тот, кто совершил это с прямым умыслом, а не случайно.
Депутат Госдумы Никита Чаплин в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей заявил, что незаконный сбор редких грибов должен наказываться так же, как причинение вреда краснокнижным растениям и животным.
«Срок лишения свободы и размер штрафа будет определяться, исходя из степени нарушения. Очень важно, чтобы законопроект получил максимальную огласку», — заявил он. Также Чаплин напомнил, что сегодня, как и раньше, многие дачники собирают грибы около своих СНТ и не знают, что эти грибы могут быть редкими и они могут получить наказание. «Список таких редких грибов невелик, около 20 видов, поэтому уверен, что соблюдать закон будет несложно».
Мне интересно – а как это: собирать грибы «без умысла»? Случайно забрёл в лес и нечаянно гриб сорвал? А если целенаправленно пошёл за грибами и срезал запрещённый экземпляр, потому, что не знал, что он запрещён? Это как считается? Ведь известно, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Посмотрела я этот список – скажу так – почти все названия мне незнакомы. Из того, что удалось понять – какие-то разновидности вешенок, рядовок и боровиков – остальное не знаю. Точнее – возможно знаю, но только под народными, общеизвестными названиями. Мало того – не раз сталкивалась с тем, что одни и те же грибы в разных регионах и даже в разных населённых пунктах люди могут называть по-разному.
Я не миколог, чтобы все научные названия грибов запоминать – и не испытываю желания всё это заучивать. Да и не так это просто. А если какая-нибудь бабушка деревенская или простая тётенька-дачница? Как они разберутся? Что за бредовая идея?
Кстати, вот что на эту тему говорит человек осведомлённый в данном вопросе:
«Более бессмысленную инициативу представить себе сложно. Как биолог я поражен до глубины души, но как гражданин России не удивлен, — рассказал «МК» известный миколог Михаил Вишневский. — Грибоубийство оценивается в срок до 9 лет, и если вы решите «замочить» какой-нибудь паутинник фиолетовый, это будет практически приравнено к убийству человека». Но незнание законов не освобождает от ответственности, а в данной ситуации от ответственности вряд ли спасет незнание по поводу наличия того или иного гриба в КК. А вот тут уж могут растеряться даже многоопытные эксперты. Например, многие считают, что в КК фигурирует распространенный в Подмосковье ежовик коралловидный. На самом же деле в ней числится ежовик альпийский, внешне эти два гриба почти неотличимы. Вряд ли кто-то отличит часто встречающиеся на дачных участках Московской области мутинусы Равенелля от мутинусов собачьих. Но один из этих грибов занесен в КК, другой — нет. Краснокнижная грифола курчавая легко путается с не краснокнижным трутовиком зонтичным. «Паутинник фиолетовый, внесенный в КК, можно спутать с десятком сходных видов, в области их очень много. Белый подосиновик трудно отличим от светло-окрашенных болотных подберезовиков. При этом, кроме России, везде в мире знают, что белого подосиновика не существует: это альбиносная форма желто-бурого. Но она у нас чудесным образом попала в Красную книгу. Еще один несуществующий вид из нашей КК — сетконоска. Выяснилось, что это одна из форм обыкновенной веселки: в Европейской части России встречаются бессеточковые формы, в Сибири — с короткой сеточкой, а на Дальнем Востоке — «дамы с вуалью», которые и попали в КК. В последние годы в Подмосковье стал распространяться трутовик лакированный (рейша), он в КК. Почему-то внесен в КК и рогатик пестиковый: он встречается в подмосковных лесах коврами. А черный летний трюфель, который собирает весь Крым и сдает в рестораны? Все, что красиво, необычно или имеет историю, у нас внесено в Красную книгу. Или то, что завезли к нам случайно с грунтом, как решеточник», — рассказывает Михаил Вишневский.
Познания о краснокнижных растениях у россиян весьма поверхностные. При этом многие даже не догадываются о краснокнижных грибах. Гриб в представлении абсолютного большинства обывателей — это грибное тело, которое на поверхности. Де-факто же основная часть гриба — разветвленная грибница, спрятанная глубоко под землей, которая может распространяться на сотни метров и даже на километры от грибных тел. Поэтому сбор последних абсолютно никак не вредит грибнице. Эксперты давно говорят, что бессмысленно запрещать сбор краснокнижных грибов. Их сохранение можно обеспечить только созданием подходящих для них условий, что иногда нереально. Например, тот же ежовик альпийский растет только в захламленных, запущенных лесах. Ради его сохранения нужно прекращать санитарную вырубку, но кто на это пойдет? «Когда говорят об охране грибов, обычно имеют в виду плодовые тела, никто не задумывается о грибницах, а это невероятно живучий организм, — рассказывает Михаил Вишневский. — Она способна переносить неблагоприятные условия и живет десятилетия и даже столетия. Охранять грибные тела отдельно от грибницы — все равно что охранять яблоки отдельно от яблонь. Грибы размножаются за счет распространения спор, а их споры перелетают даже на другие континенты. И если гриб хорошо сидит в регионе, даже если его уничтожить, споры прилетят из соседнего региона. Когда грибу комфортно, он никуда не уйдет. Но если условия окружающей среды меняются и грибу становится некомфортно, спасать его бессмысленно — он уйдет. Вырубки лесов, строительство, экологические факторы влекут для грибов гораздо больше угрозы, чем сбор плодовых тел». Существование Красной книги для грибов эксперт считает бессмысленным. Вишневский признается, что и сам участвовал в формировании их списка для региональных и федеральной КК, и, по его словам, единственным поводом для включения грибов или растений были... гранты: «Выделили деньги, и зоологи и ботаники в целях заработать включали в них все что угодно. И в первую очередь красивое, яркое и необычное. Подавляющее количество грибов попало в КК только ради освоения грантов. Тем самым специалисты заложили мину замедленного действия: теперь, чтобы изучать эти редкие виды, нужно будет подписывать всякие разрешения, акты изъятия из природы. К тому же, периодически состав Красных книг пересматривается, чаще всего в сторону расширения».
Действительно: заняться больше нечем. Но, думаю, финансирование этого идиотизма могло иметь и определённый умысел. Ведь с нарушителей можно взимать штрафы, да и коррупцию никто не отменял – дополнительная кормушка для чиновников и «правоохранителей». Интересно – что ещё нам запретят? Ведь непременно что-то придумают – на этот счёт у них фантазии хватит.
Нельзя жечь костры, жарить шашлыки, строить «несогласованный» сарай или пристройку на своём участке, нельзя высказывать своё мнение, нельзя рисовать «неправильные» картинки, нельзя протестовать – и не важно, против чего – вообще нельзя. Теперь ещё и грибы собирать будет проблемно. Дожили. Одно хорошо – скорее всего, отлавливать население на сборе грибов у них просто ресурсов не хватит.
Помнится, когда-то люди спокойно выезжали с палатками на природу, разводили костры, жарили шашлыки на своих дачах – и пожаров никаких особо не было – не смотря на отсутствие запретов. И грибы в лесах никуда не девались – хоть их и собирали каждый год. Может, дело не в том, что граждане такие «несознательные», что им надо всё запрещать, а в том, что кто-то, вместо того, чтобы по-настоящему заботиться об окружающей среде, беспокоится исключительно о своём материальном благополучии и тешит свои амбиции? Возможно, кто-то из тех, кого эта тема не волнует, скажет: "подумаешь, какие-то грибы! Ерунда несущественная.". Тем более, на фоне всего происходящего. Но из таких вот мелочей складывается наша жизнь - которую всё больше стараются ограничивать - наши возможно и наши маленькие радости.