Найти тему
512,3K подписчиков

Первый титул Хэмилтона в «Ф-1» – спорный: правду о нарочной аварии специально задвинули. Теперь все всплыло, светит суд

642 прочитали

Масса хочет справедливости.

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.

В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.

Речь о самом первом, 2008 года – похоже, в том сезоне выиграть должен был Фелипе Масса. Он тогда уступил Хэмилтону всего 1 балл в общем зачете, Льюис вырвал титул обгоном внезапно замедлившегося Тимо Глока в последнем повороте домашнего для Массы Гран-при Бразилии, а вопль комментатора IS THAT GLOCK?! стал мемом «Ф-1» на все времена.

Конечно, это были драма и скандал: «Феррари» уже праздновала титул, и механик не просто так в ярости ударил шлемом в стену.

И это был далеко не первый «взрыв» паддока «Формулы-1»: серия только отходила от «шпионского скандала» с воровством чертежей у «Феррари» в исполнении «Макларена» (штраф в 100 млн долларов и исключение из Кубка конструкторов), разломе английской команды на две части из-за амбиций Хэмилтона и Алонсо и скандального возвращения испанца в «Рено».

С ним произошел и следующий скандал уже в 2008-м: его напарник Нельсиньо Пике разбил болид на Гран-пр Сингапура так, чтобы Фернандо получил стратегическое преимущество и выиграл.

Подозрения и конспирология о намеренности аварии появились почти сразу же, но на публику все окончательно всплыло в середине 2009-го: Нельсиньо признался, после слушаний в ФИА пожизненное отстранение паддока получили шеф «Рено» Флавио Бриаторе (теперь посол «Ф-1») и главу инженерного штаба Пэта Симмондса (теперь глава техотдела «Ф-1»).

Дело считали закрытым, но в 2023-м 92-летний бывший супремо «Ф-1» Берни Экклстоун внезапно признался: и он, и ФИА все узнали еще на Гран-при Бразилии 2008-го, но предпочли спасти серию от нового скандала и убедили семью Пике молчать.

Теперь же Фелипе Масса рассматривает варианты судебного процесса для заполучения титула – ведь если бы правду огласили до вручения чемпионского трофея, то результаты гонки можно было бы аннулировать, Хэмилтон остался бы без 6 очков за подиум в Сингапуре и спустился бы на второе место – ведь бразилец в той гонке баллов не набрал.

Как же так вышло? Есть ли шансы на пересмотр судьбы титула 15-летней давности?

Что именно знали Экклстоун и ФИА?

Все началось с выхода документального сериала о Берни Экклстоуне «Счастливчик» – из-за него многие издания вновь вернулись к 92-летнему супремо в отставке за комментариями и уточнениями. И в разговоре с F1-Insider он излил нечто совершенно внезапное:

«По ходу сезона-2008 [президенту ФИА] Максу Мосли и мне сообщили о том, что случилось в Сингапуре. Пике-младший рассказал своему отцу Нельсону, что команда попросила его специально въехать в стену в определенный момент, вызвать появление машины безопасности и помочь напарнику Алонсо.

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-2

Пике-младший переживал за продление контракта, так что оказался под большим давлением и согласился. В тот момент мы решили ничего не делать. Мы хотели защитить спорт от большого скандала. Я ангельским голоском просил своего бывшего пилота Нельсона Пике успокоиться и какое-то время молчать.

Тогда было правило, что очки в чемпионате нельзя менять после церемонии награждения ФИА в конце года. Так что Хэмилтону вручили трофей чемпиона мира, и все было в порядке.

Нам хватало информации, чтобы подробнее изучить проблему. Но, пожалуй, это привело бы к отмене результатов гонки в Сингапуре, она не пошла бы в зачет. И чемпионом мира стал бы Фелипе Масса, а не Льюис Хэмилтон.

Мне до сих пор жаль Массу. Он выиграл заключительную гонку на домашней трассе в Сан-Паулу, все сделал правильно. Его лишили заслуженного титула, а у Хэмилтона было все везение на свете, и он выиграл свое первое чемпионство.

Сегодня я поступил бы иначе. Поэтому для меня Михаэль Шумахер до сих остается единоличным рекордсменом по титулам. Пусть статистика и говорит о другом»,

Из откровения Берни следует, что «Ф-1» и ФИА все точно знала ДО награждения 2008-го – а следовательно, и правда должна была пересмотреть итоги.

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-3

Но заверяет результаты и выносит решения все-таки федерация, а не менеджерская организация «Ф-1», которой руководил Экклстоун (она только продает трансляции, рекламу и права на Гран-при). Есть ли доказательства, что в ФИА все тоже знали?

Оказывается, да – причем даже из второго независимого источника!

В 2021-м публике представили еще одну документалку – об умершем в том же году бывшем президенте ФИА Максе Мосли. Интервью для фильма готовили несколько лет, собрали много часов подробного материала, а до релиза черновую версию показали избранному кругу английских медиа – и сейчас они признались: в финальный монтаж вошли далеко не все откровения спикеров фильма.

Оказывается, тоже умерший в 2019-м гоночный директор (дает старт и финиш, включает и выключает режимы сэйфти-каров, управляет сигналами флагов, следит за судейством и соблюдением правил, входит в ФИА) Чарли Уайтинг в интервью для фильма незадолго до смерти признался: он действительно все знал.

«После гонки ходили несколько конспирологических теорий, но без особых подтверждений.

А затем в Бразилии (очевидно, до или во время финального Гран-при – Sports.ru) я поговорил со старшим Нельсоном Пике. Когда-то я несколько лет работал механиком, приписанным к его болиду, мы остались хорошими друзьями.

Он пришел ко мне в офис, мы болтали. И тут внезапно он захлопнул дверь и уперся в нее ногой, чтобы никто точно не мог войти. Тогда и рассказал мне, что случилось в Сингапуре. Речь была направлена на Флавио, поскольку, в общем-то, смысл его слов заключался в «Флавио заставил моего мальчика разбиться».

Я сказал: «Вау, да это крайне серьезное дело». Не знаю, кому еще он это рассказал, но мне только отметил: «держи это при себе». Делая это, он мог бы знать, что я скажу Максу».

Частично версию Уайтинга подтверждает сам Пике-старший – еще в интервью для расследователей в 2009-м.

«В Бразилии я поговорил с Чарли, – записано в его показаниях. – Я подошел к нему и сказал: «Слушай, что может случиться с Нельсиньо, если я это подниму?» Я боялся испортить карьеру Нельсиньо».

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-4

Почему же тогда ФИА не открыла расследование сразу же? По воспоминаниям Мосли – бывшего адвоката-консультанта (барристера) – ФИА не могла сразу же начать формальный процесс без четких оснований приказаний Пике-младшему нарочно разбить машину.

«Это [разговор Пике с Уайтингом] подтвердило мои подозрения и также подозрения многих других, – признался Мосли в интервью на камеры для документалки. – Но, конечно, я ничего никому не сказал. Доказательств не было.

А затем Нельсиньо летом 2009-го уволили из команды. Нельсон-старший пришел ко мне и все рассказал. Я не говорил ему, что уже все знал, просто сказал, что это ужасно.

Мы получили заявление, подписанное младшим Пике заявление. Но, конечно, это и близко не хватило бы, поскольку я знал: если я построю обоснование истории на заявлении и свидетельствах Нельсона-младшего, защита скажет «мы только что его уволили, он просто мстит. Просто пытается создать проблемы».

Потому создали панель для слушаний и опроса действующих лиц на Гран-при Бельгии. Первым вызвали Алонсо – и он отрицал любую осведомленность о произошедшем. Многие люди, вероятно, думали, что Алонсо все знал, но один главный надзиратель с огромным опытом в допросах высказал мне уверенность в честности Алонсо.

Следующим допрашивали Пэта Симмондса – а Пэт кристально честный человек. Так на очевидный вопрос он сказал: «Я не могу отвечать на этот вопрос». Это прозвучало равносильно признанию. Остальное – история».

Но если покопаться, то внезапные откровения прорезываются в большом интервью Мосли для Sky: «Чарли сказал мне, что знал, что случилось, но у нас не было абсолютно никаких доказательств или свидетельств».

И только в своей автобиографии в 2015-м Макс вновь вернулся к официальной версии «узнал обо всем в начале 2009-го».

Почему они молчали?

Итак, верхушка автоспорта и «Ф-1», похоже, действительно все знала до вручения чемпионского трофея и закрытия результатов сезона. Почему же они решили ждать?

Во-первых, конечно, отсутствие четких доказательств. У них был лишь инсайд, высказанный по секрету – даже без уверенности, что семья Пике не заберет свои слова обратно в случае открытия официального расследования.

Во-вторых, конечно, общий скандальный флер Гран-при Бразилии. Это был взрыв, который вспоминают до сих пор – можете себе представить, как бы отреагировала публика, если бы через некоторое время после финиша результаты чемпионата вновь объявили бы «не окончательными»?

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-5

К тому же, верхушка «Ф-1» узнала правду явно в течение финального Гран-при – и, похоже, все надеялись, что Масса выиграет титул и без дополнительных пересмотров. Ведь к его триумфу все и шло до последнего поворота – а дальше на решение оставался только десяток дней.

Конечно, по справедливости Экклстоун и президент ФИА должны были хотя бы попробовать и открыть расследование – все-таки это часть их работы. Однако они выбрали путь сохранения «Ф-1» от нового скандала.

У Массы есть какие-то шансы?

Естественно, теперь Фелипе недоволен и хочет справедливости. Пока он подробно высказался о деле лишь раз – во время одной из гонок бразильского чемпионата Stock Cars Brasil:

«Есть правило, что судьба титула решена, когда гонщик получает трофей, даже если доказано воровство. Юристы «Феррари» говорили мне о таком правиле. Мы пошли к другим юристам, и те сказали, что ничего нельзя поделать. И логично, что я поверил.

Но спустя 15 лет [бывший] владелец серии говорит, что он и президент ФИА знали об этом в 2008-м и ничего не сделали, чтобы не запятнать имя «Ф-1». Это очень печально – понимать, что результат гонки должны были отменить и я завоевал бы титул. В конечном счете именно я больше всех проиграл из-за этого. Так что надо все это понять.

Существуют правила, и в каких-то странах нельзя вернуться на 15 лет назад, чтобы разрешить ситуацию. Но я намерен изучить ситуацию, изучить законы, правила. Надо получить представление о том, что можно сделать.

Я бы никогда не пошел на такое, думая о финансовых вопросах. Меня волнует справедливость. Если тебя наказывают за то, что не является твоей виной, если происходит ограбление, гонку крадут, справедливость должна быть восстановлена.

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-6

На самом деле правильным решением является отмена гонки. Это единственное, что в таких случаях может быть честным.

Мы уже видели, как происходят различные ситуации в спорте. К примеру, доказали, что Лэнс Армстронг принимал допинг, его лишили всех титулов. В чем разница?»

«Я пытаюсь добиться справедливости с 2009 года, когда стали известны подробности, – уточнил после Масса еще в интервью итальянскому журналисту Лео Туррини. – Не поймите меня неправильно: я не имею ничего против Хэмилтона.

Он большой молодец, побил много рекордов и пользуется заслуженным авторитетом. И к скандалу вообще не имеет отношения. Просто теперь мы знаем, что результаты гонки должны были отменить. Хэмилтон никого не обманывал и не связан с этой историей. Но репутации «Ф-1» нанесен удар: результаты гонки сфальсифицировали. На Олимпиаде ведь отбирают медали за допинг?»

На самом деле здесь Масса слегка не прав: все-таки ловля на допинге – несомненный факт, который четко подтверждается анализами и не менее четко регламентируется WADA. В гонках нет такого же кодекса насчет нарочных аварий.

Это крайне важно, ведь пересмотреть результат можно только по «вскрывшимся новым данным и доказательствам».

Однако что же имеется в откровениях Экклстоуна, Мосли и Уайтинга? Только подозрения, основанные на сливе – первые доказательства в любом случае получены только к сентябрю 2009-го. Выходит, суд будет оценивать цитаты двоих уже умерших человек и одного 92-летнего на предмет того, насколько много и обоснованно они знали для задержки вручения кубка Хэмилтону и открытия формального процесса. Исход такого вопроса крайне сложно предсказать заранее – все зависит от позиций сторон на слушаниях.

И вообще, какие могут быть стороны и в каком суде? Масса явно не пойдет в суды ФИА, ведь для них дело закрыто, а Федерация, выходит, представляется здесь ответчиком. Следовательно, требуется другая инстанция – и она есть: по закону Еврокомиссии все спортивные организации зарегистрированные в Европе подпадают под юрисдикцию CAS (тот самый Спортивный арбитражный суд в Лозанне – главный орган спортивного правосудия в мире, разбиравший дела Валеевой и отстранения российских футбольных команд от международных соревнований, например).

ФИА давно двигалась под его юрисдикцию на волне желания еще одного бывшего президента Жана Тодта войти в семью Олимпийских игр, но пока процесс завис на середине.

«Тонкость состоит в том, что, согласно закону, CAS действительно может разбирать любые спортивные тяжбы, если об этом выразили желание обе стороны, – пояснила бывший заместитель представителя России во Всемирном Совете ФИА Светлана Шахова. – То есть если кто-то захочет разбора дела в CAS, необходимо, чтобы вторая сторона была на это согласна. В этом отличие от тех федераций, где подобный исход любой тяжбы предусмотрен Уставом».

Масса хочет справедливости. В «Формуле-1» грядет новый скандал с Льюисом Хэмилтоном и его титулами – только теперь не о превращении №44 в восьмикратного, а о снятии одного чемпионства.-7

То есть ФИА сперва должна согласиться на спор с Массой в CAS. А дальше стороне Фелипе на основе публичных фраз или найденного нового материала предстоит доказать, что у Экклстоуна и Мосли было достаточно данных для весомых подозрений и открытия дела.

Если оба фактора сложатся успешно, то Фелипе действительно имеет шансы стать чемпионом и списать один из титулов у Хэмилтона. Льюис тут не виноват – на его месте мог быть кто угодно от Райкконена до Алонсо или Баттона.

А если Масса выиграет, то Хэмилтон может повторить фокус со скандальным 2021-м?

Даже если представить Фелипе побеждающим во всех судах и создающим феноменальный прецедент пересмотра результатов, «Мерседесу» это никак не поможет отбить титул у Ферстаппена.

Сразу после финиша Гран-при Абу-Даби при обсуждении возможной апелляции восьмикратных чемпионов выяснилось: поскольку речь идет не о послегоночном наказании, а о «внутригоночном» решении, то «неправильные» круги не будут списывать. Как и в кейсе Массы, результат этапа могут самое больше отменить и назначить титул по положению в общем зачете без него.

В Абу-Даби Ферстаппен и Хэмилтон приехали с равенством очков, но Макс находился выше из-за количества побед в гонках (9:8). Даже если отменить финал в суде, нидерландец все равно останется чемпионом – именно поэтому «Мерседес» и отказался от процесса в принципе. Не существует юридических инструментов, по которым итог Гран-при Абу-Даби можно рассчитать по состоянию «до рестарта», а иначе Льюис никак не выигрывает.

В случае победы Массы «Мерседес» может пройти той же дорогой, тоже победить в суде, отменить итоги финала 2021-го – и Хэмилтон все равно останется шестикратным.

Да, Берни не управляет «Формулой-1» уже 6 лет, но все еще умеет забористо развлечь!

Выводы расследования скандального финала в «Ф-1»: ошибку признали, но оправдали ее огромным давлением. Оттуда – реформы «По-прежнему словил бы пулю за Путина. Он действует во благо страны». Бывший шеф «Ф-1» – все еще фанат президента России (уже 8 лет) Нельсон Пике – главный трэштокер «Ф-1» своей эпохи. Бил соперника, поливал всех подряд (особенно Сенну)

Фото: East News/AP Photo/Oliver Multhaup, AP Photo/Vincent Thian, BERTRAND GUAY / AFP; Gettyimages.ru/Paul Gilham, Ryan Pierse, Mark Thompson; formula1.com