Найти тему
Armen

Армейские воспоминания. (Случай в таёжном гарнизоне)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ. (Я В СЕРЕДИНЕ)

Далёкие восьмидесятые, Дальневосточный военный округ...

Командующим назначен генерал армии Иван Моисеевич Третьяк, прибывший из Белорусского округа и за свои достижения в области строительства военных объектов, получивший звание Героя Социалистического Труда и Орден Ленина из рук Л.И.Брежнева прямо в поле, во время военных учений. (Кстати, участником и свидетелем учений был и ваш покорный слуга.)

В основном строительство велось "хап способом". Так в армейской среде называли "хоз. способ". Т.е. строительство своими силами без привлечения стройбата. Стройматериалы добывались путём договорённости с гражданскими властями за счет бартера (услуги техники, выделение личного состава для работ на ЖБИ и кирпичных заводах и т.д...)

Я был назначен на должность командира роты в отдалённую бригаду на северо востоке Амурской области, в районе посёлка Норск. Местечко называется Королёвская сопка. В честь известного в царские времена мецената и золотодобытчика Королёва. Вокруг части действительно сохранились каркасы старых драг, а километрах в десяти действует золотой прииск "Майский" Селемджинского месторождения.

-2

ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, В ЗАРОСЛЯХ КАРКАС СТАРОЙ ДРАГИ.

-3

СОВРЕМЕННАЯ ДРАГА НА СЕЛЕМДЖИНСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ http://visualrian.ru/story/list_485403/2663088.html

Часть строилась. Военными строителями возведена кирпичная казарма, котельная, автономная дизельная электростанция, столовая, банно-прачечный комбинат. А вот хранилища для хранения техники, оборудования и подсобные сооружения мы строили своими силами.

В одну из зим, в канун Нового года, в часть пришла разнарядка на получение нового ЗИЛ-130С.

-4

ЗИЛ-130С (Фото из интернета)

Это утеплённый северный, иначе арктический вариант грузовика. В данной местности очень желанная машина, так как зимой в этих краях температура не редко опускается далеко за -50. Открытие боковых стёкол на машине не предусмотрено, они двойные. Между ними шарики селикагеля. Есть и технические особенности.

Мне выделили водителя из автороты, и мы с попутной колонной отправились в город Белогорск (это примерно 240км от нашей бригады), где и должны были получить технику.

-5

МАРШРУТ НАШЕЙ ПОЕЗДКИ (СИНИЙ)

Добрались благополучно, оформили документы, подготовили машину и, чтобы успеть к празднику тронулись в обратный путь.

Погода стояла прекрасная - солнышко, "легкий" морозезц за -40. Местность в начале пути очень напоминает украинские степи. Наверное потому есть в этих краях названия: аэродром "Украинка", посёлок Новокиевский Увал. Обычно по этой дороге встречались дальнобойщики на "Магирусах" и КРАЗах. Они доставляли груз в Февральск, на БАМ, который ещё достраивался. Но перед праздниками трасса (далеко не асфальт) была абсолютно пустой.

Стемнело быстро - обычное явление в этих широтах. Разок дорогу перебежала пара волков. Громадные! В зоопарках я видел серых, которые больше похожи на бездомных собак. Эта парочка была лохматая, с густой шерстью, да и размером почти с телёнка. Промелькнули в свете фар и по сугробам исчезли в густой темноте.

Чтобы не заснуть от монотонной дороги, постоянно болтали с водителем. Населённых пунктов по пути практически не встречалось. Гудит двигатель ещё необкатанной машины. И... Мы в кювете. То ли водитель закемарил, то ли кочка. В общем - радиатор пробит, "морда" ЗИЛка упёрлась в ледяной сугроб, а вокруг ни души. До Новокиевского Увала километров 30. Подогреватель для запуска на машине есть, а вот автономного отопителя на нашей модели предусмотрено не было. Бензина полно, можно бы костёр развести, да на ближайшие километры ни одного деревца. Ломать борта на дрова жалко, а мороз поджимает... Пока в кабине было тепло, грелись по очереди (один из нас стоит на дороге, в надежде, что кто-нибудь всё же проедет).

Прошло пару часов, начали потихоньку замерзать. Приняли решение сжечь запаску, благо скаты горят довольно долго, да и жару от них достаточно. Только вот дымят нещадно. Сколько времени прошло уже не помню, но прыгали мы вокруг ската не один час (ноги даже в фетровых северных сапогах замёрзли). Наши морды от копоти стали напоминать актёра Смирнова из фильма "Операция "Ы", когда он за Шуриком голышом гонялся. Но вот оно, счастье! Вдали появились огоньки. В попутном направлении торопился в Февралск "Магирус". Водитель сразу всё понял и остановился. Как пробку выдернул наш ЗИЛок из сугроба (в северных краях в беде не бросают). Далнобойщик посмеялся над нашей бедой - "Хорошо, что всю машину не спалили!" (а такие случаи были), дал паяльную лампу в кабину для отопления, подцепил на буксир и дотащил до ближайшего населённого пункта Новокиевский Увал.

Ночевали мы с солдатиком в местной дизельной пекарне, перед этим закусив "сухпаем" и горячим, душистым хлебушком. Кто-то из сердобольных тётушек-пекарей принёс самогоночки для сугрева и домашних солёных огурчиков . Разморенные, мы быстро уснули в комнате-бытовке. В общем отогрелись, отоспались. С утра нашу машину отбуксировали в МТС, запаяли радиатор. Замечу, что всё это было сделано "за спасибо", от чистого сердца людям, попавшим в беду. Мы продолжили путешествие уже без приключений. На всякий случай за руль я сел сам. В итоге почти по Высоцкому: "Мы успели..." :-)

-6

С МОИМ СТАРШИНОЙ КОЛЕЙ ШВЕДЮКОМ В НОВЫЙ ГОД.

Вот такое приключение. А части больше нет - расформировали. Выходит, что зря строили. Со спутника еще можно разглядеть периметр и зарастающие хранилища инженерного склада. В левом верхнем углу на карте виден желтый промытый песок после трудов старателей.

-7

Удачи на дорогах, друзья! И не забывайте о взаимопомощи!