Найти тему

Его не сбивали ни разу. Иван Кожедуб.

Фото с сайта warfiles.ru
Фото с сайта warfiles.ru
Крепкий 18-летний парень твёрдой уверенной поступью вошёл в аэроклуб в г.Шостке (Украина). Никто тогда и подумать не мог, что свои первые шаги в небе делает будущий ас, маршал авиации и трижды Герой Советского Союза...

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). От отца, который занимал пост церковного старосты, самостоятельно научился грамоте и любил читать, тяга и любовь к знаниям досталась и сыну Ивану. Будущий герой активно занимался спортом. В 13 лет, подражая цирковому силачу, который произвёл на мальчика неизгладимое впечатление, научился выжимать одной рукой двухпудовую гирю. Эти тренировки не забросит и потом во время войны - хорошая физическая подготовка помогала ему выдерживать значительные перегрузки. Плавание, лыжи и коньки - чем только не увлекался в детстве и юности. Даже рисовал. Свой глазомер и зрительную развил рисуя стенгазеты для химико-технологического техникума, в котором учился. Ещё одним увлечением будущего аса была гимнастика. Пятый ребёнок в семье не отличался высоким ростом, но был здоров и крепок.

Архивное фото с сайта letsgophotos.ru. Иван кожедуб.
Архивное фото с сайта letsgophotos.ru. Иван кожедуб.
Поначалу курсанта лётного училища Кожедуба считали слегка медлительным, тем не менее он окончил курс в числе лучших. В последствие, занимая должность летчика-инструктора, Иван был очень строг и требователен – за это курсанты за глаза называли его "Триждыдубом".

В начале 1940 года Иван Кожедуб прошёл медицинскую комиссию и отбор и был зачислен в Чугуевское военное авиационное училище. В марте 1941 года, когда статус училища был понижен до школы пилотов,Иван Кожедуб продолжил обучение, зная, что по окончании он выйдет не лейтенантом, а сержантом. Однако заявление о переводе писать не стал.

Руководство школы по достоинству оценило таланты молодого лётчика и Великую Отечественную войну Иван Никитович Кожедуб встретил в должности летчика-инструктора. 1941 год разделил жизнь лётчика на до войны и после. Страна нуждалась в хороших инструкторах лётного дела, кому-то надо было готовить молодые кадры. И до осени 1942 года на все рапорты Ивана об отправке на фронт приходил неизменный отказ.

Фото с сайта letsgophotos.ru
Фото с сайта letsgophotos.ru

Лишь в ноябре 1942 года был направлен в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии. На Воронежский фронт попал спустя год.

Первый полёт Кожедуба мог стать последним. Выделенный ему самолет Ла-5 с бортовой надписью "Имени Валерия Чкалова" бортовой № 75 взлетает в воздух... Первый воздушный бой. Кожедуб, прикрывая аэродром во время атаки немецких бомбардировщиков, умудрился попасть не только под их удары, но и под залпы советской зенитной артиллерии. Его самолёт был сильно повреждён, и только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Лишь мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал младшим лейтенантом. Упорством и талантом пилот дослужился до заместителя командира эскадрильи.

6 июля 1943 года, во время боя за Курскую дугу, Иван сбил свой первый вражеский самолет – бомбардировщик Юнкерс Ю-87. А уже 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов врага.

Фото с сайта interesnyefakty.org
Фото с сайта interesnyefakty.org
Раз за разом самолёт Ивана взмывал в небо, доказывая верность своей Родине. В 1944 году Иван Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Дело в том, что аппарат создали на пожертвование простого колхозника-пчеловода пчеловода из Сталинградской области Василия Конева.

19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза.
Ивана переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка и присваивают звание капитана. К этому времени на личном счету Кожедуба присутствует 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба. Фото с сайта 24smi.org
Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба. Фото с сайта 24smi.org

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев и уничтожил 64 самолета противника. Среди них были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За годы войны летчик 330 раз поднимался в небо. Он ни разу не оказался сбит, лишь несколько раз был "на грани". Отлично стреляя, Иван предпочитал не сближаться с противником, и открывал огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета. У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный выход.

Машиной он владел в совершенстве, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Виртуозные полёты Кожедуба состояли из целого каскада всевозможных маневров — горок, змеек, разворотов и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром.

Свой последний бой героический летчик провел в небе над Берлином 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190.

По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем. К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года Иван Кожедуб в третий раз стал Героем Советского Союза.

Фото с сайта narodnoeopolchenie.ru
Фото с сайта narodnoeopolchenie.ru
В ноябре 1945 года в электричке, возвращаясь в свою часть из Москвы, Иван разглядывал сидящую напротив девушку. Красивая... Отважный в воздушном бою, вдруг спасовал и познакомиться не решился. Но судьба дала ему шанс. Он ещё встретит её - свою судьбу, свою Веронику. Но это уже другая история...

Подписывайтесь на канал "История в лицах и событиях". Сбережём историю вместе.