Найти тему
© Стася Канабис

Фильм «Выстрел в пустоту» («Shot caller»), 2017. Авторский обзор Стаси Канабис.

"Баблос" ("Money") и "Зверь" на тюремных переговорах. Кадр из фильма "Выстрел в пустоту", 2017. Авторский Обзор Стаси Канабис
"Баблос" ("Money") и "Зверь" на тюремных переговорах. Кадр из фильма "Выстрел в пустоту", 2017. Авторский Обзор Стаси Канабис

Авторский обзор Стаси Канабис на фильм «Выстрел в пустоту» («Shot caller»), 2017.

Посмотрели вчера фильм «Выстрел в пустоту».

В начальном эпизоде показывают, как какой-то мужик пишет напутственное письмо сыну. После показывают, что в тюремной камере находят повесившегося заключенного. А другого заключённого, по имени Джейкоб Харлон, освобождают по УДО.

Наиболее запомнившиеся фразы из фильма:

Первая:

«Смертельное оружие бойца – это его ум»,

- так сказал Баблосу Зверь, рекомендуя читать больше книг. А также предлагая поделиться чтивом из его собственной библиотеки. И в первую очередь он рекомендовал прочесть книгу «Человек-Животное». А нет! Наоборот «Животное-Человек». Автор книги не упоминался.

- А кто такие Баблос и Зверь?

- «Баблос» – так перевели в фильме на русский язык прозвище главного героя Джейкоба Харлона. Первое время в колонии его называли «Бабловед». Из-за того, что до заключения, он по роду своей профессиональной деятельности был клерком, связанным с финансами или бухгалтерией. Это было менее уважительно. С ростом его авторитета, его прозвище трансформировалось в «Баблоса». В оригинале же, без перевода на русский, его прозвище в фильме пишут как «Money». Это я увидела в бумагах полицейских следователей.

А «Зверь» - это самый крутой из бандитов в этом фильме. Верхушка всей бандитской иерархии в Калифорнии. По фильму, он уже 15 лет как заправляет всем преступным миром Калифорнии, сидя при этом за решёткой. «Зверь» - так в фильме на русский переведено его прозвище. У меня есть подозрение, что в оригинале без перевода, его прозвище немного по-другому звучит. Мне не удалось найти эту информацию в интернете. Но я не сильно углублялась в поиски.

- А вторая фраза?

- Вторую фразу сказал Баблос полицейскому. В ответ на предложение полностью сдать ему Зверя и всех членов преступной группировки. После того, как их банду взяли на сделке с продажей оружия мексиканцам. Полицейский, взамен на это, предложил предоставить Баблосу полную свободу вместо пожизненного заключения. Баблос ответил так:

«Нет никакой свободы! Особенно для стукачей с прицелом на спине».

Больше никаких умных фраз из фильма я не помню.

***

- А что скажешь про название фильма?

- Да, название фильма «Выстрел в пустоту», хотелось бы обсудить. Точнее перевод этого названия на русский язык. В оригинале название фильма значится как «Shot caller». Яндекс переводчик даёт перевод этой фразы как «Застреленный абонент». То есть слово «shot» в данном контексте связывается со стрельбой. Но, про «caller» как про пустоту Яндекс ни слова.

Дело в том, что посмотрев фильм, я могу смело заявить, что ни официально принятый вариант перевода «Выстрел в пустоту», ни предложенный яндекс-переводчиком «Застреленный абонент», не подходит к сюжету данного фильма по смыслу.

Обращались мы и к гугл-переводчику.

- И что сказал Гугл на этот счёт?

- Его искусственный интеллект выдаёт нам уже гораздо больше вариантов перевода каждого слова в отдельности.

Что касается слова «shot», то у Яндекса это в основном то, что связано со стрельбой, глаголом «стрелять», ещё «удар», «укол», «снимать», «ранить» и всё. У Гугла, дополнительно к значениям яндекса, также: «кадр», «бросок», «попытка», «взрыв», «доза».

Что касается слов «caller», то у Яндекса это: «вызывающий абонент». А ещё «гость». И всё. Гугл добавляет такие значения как «спортивный комментатор», а из прилагательных – «прохладный, свежий».

Ну а в целом фразу «Shot caller» Гугл переводит как «Застреленный звонящий».

- Примерно также, как и Яндекс?

- Да. Но такой вариант перевода меня не устраивает. Поскольку, он, как и официальный перевод «Выстрел в пустоту», совсем не отражает смысла фильма. И не говорит нам, о чём фильм. Да и с сюжетом данного кино вообще никак не вяжется название в таком переводе.

- Почему?

- Потому что не было в фильме ни выстрелов в пустоту, ни застреленных звонящих. Ни в прямом, ни в метафорическом смысле. Но у данного фильма всё же есть какая-то глубокая мысль. А я, именно из-за наличия такой мысли в фильмах их оцениваю по высшему баллу. Поэтому мне бы очень хотелось найти отражение этой мысли в названии фильма. И я не могу успокоиться, и приступить к дальнейшему анализу сюжета, пока не увижу для себя хоть малейшую его взаимосвязь с названием.

- И что будем делать?

- Придётся прибегнуть к грамматике построения предложений и фраз в английском языке.

- Зачем?

- Чтобы докопаться до сути и понять, что же в этой фразе является прилагательным, а что – существительным. Или может быть глаголом?

Итак, Мы уже поняли, что оба слова могут переводиться и как прилагательное и как существительное. А слово «shot» ещё и как глагол! И это вносит, пипец какую, путаницу при переводе!

- Да уж.) Даже онлайн-переводчики не справляются своим искусственным чудо-интеллектом!

- Задаю вопрос Яндексу:

«В каком порядке в английском языке правильно расположить в предложении части речи?»

Получаю ответ, что в утвердительном предложении (а у нас думаю, именно такое, так как нет ни вопроса, ни отрицания): на первом месте – подлежащее, на втором – сказуемое, на третьем – дополнение. В некоторых случаях обстоятельство может быть на первом месте, а у основного глагола может появиться вспомогательный глагол.

- Что-то прояснилось?

- Давай, разбираться. Допустим, что в нашей фразе «shot» - это подлежащее, выраженное существительным. Тогда «caller», скорее всего будет дополнением, выраженным прилагательным. И в данном варианте не будет сказуемого. Так как сказуемое чаще всего выражается глаголом. А слово «caller», судя по окончанию, глаголом не является. Если так, то интуитивно, я бы дословно перевела данную фразу как «бросок холодный».

- Бросок холодный? Странно звучит.

- Да. Но это уже ближе к смыслу фильма. Так как понятно, о каком холодном броске идёт речь. Эта фраза описывает реализацию главным героем хорошо продуманного и тщательно спланированного нападения на Зверя и его хладнокровного убийства лезвием от бритвы в самом конце фильма. Но всё же да, перевод «холодный бросок» тоже меня не совсем устраивает. Звучит как-то криво.

- В разговорном английском, я чаще слышала, что прилагательное идёт перед существительным.

- Согласна. Поэтому, наверное, всё-таки, здесь будет другой вариант фразы. В котором сначала идёт глагол неопределенной формы «shot», а затем дополнение к нему «caller». По аналогии с фразой «kill Bill» - «убить Билла».

В таком случае, перевод нашей фразы, интуитивно может быть такой: «Убрать стукача».

- Ты имеешь в виду, что «caller», может переводиться как «звонарь», то есть «стукач»?

- Думаю, да. И такой перевод ближе подходит к смыслу фильма, если учитывать, что по сюжету, наш главный герой, Баблос, именно из-за того, что подчинился приказу бандитов «заморать руки» и «убрать стукача», получил дополнительно 9 лет заключения, и окончательно принял то, что его жизнь уже никогда не сможет быть такой, как прежде. Что теперь он вынужден быть зверем, убийцей, если не хочет стать жертвой.

- Есть ещё какие-то варианты перевода названия?

- Да. Ещё родился такой вариант перевода названия, который, по моему мнению, тоже очень хорошо подходит к смыслу данного фильма. Это «Убить Дракона». Или, если опираться на перевод прозвища главного бандида, то «Убить Зверя». Этот вариант перевода уже менее дословный и более фантазийный и художественный. Но он, в соответствии со всем известной легендой этой фразы, очень хорошо описывает суть основной мысли фильма. Которая показывается нам в самом конце. Когда Баблос убивает Зверя. Всем известно, что согласно легенде о Драконе, рыцарь, убивший Дракона, сам становиться Драконом. Так и Баблос, убив Зверя, сам стал самым главным бандитом, сидящим за решёткой.

И вот об этом, собственно и был весь фильм!)

- Ура! Значит, мы с названием более-менее разобрались? Можем двигаться дальше?

- Да!) Итак. Фильм режиссёра Рика Романа Во. По жанру, думаю, это драма. Криминальная. И психологическо-социальная. Перейдём к более детальному обзору сюжета.

***

- О чём данный фильм?

- Фильм о том, как попадание за решётку ломает людей, их жизни и судьбы. Причём даже случайное туда попадание, в результате неблагоприятного стечения обстоятельств, или злого рока, а может быть кармы.

Ещё данный фильм о том, что в структуре преступных группировок полно «крысятничества» и предательства. И абсолютно нет никакой романтики, как наивно полагали юнцы в начале 90-х гг. Фильм об устройстве мафиозных кланов и том, на чём там всё держится.

- И на чём?

- А держится всё на манипуляциях человеческими слабостями. Каждого члена группировки мотивируют в основном шантажом, благополучием родных и близких.

***

- Расскажи о завязке сюжета. С чего там всё началось?

- В фильме сюжетная линия развивается как бы двумя параллельными повествованиями. Одна – это последовательные текущие события жизни главного героя по прозвищу Баблос, с того момента, как он откинулся из тюрьмы. Вторая параллель - это последовательные события жизни этого же человека, но в прошлом. Когда у него ещё не было прозвища, а было просто имя – Джейкоб Харлон. Эти события из прошлого показывают зрителю некую историю формирования его настоящей личности и обосновывают мотивы его поступков. А также его путь, через что ему пришлось пройти, и отчего отказаться, чтобы стать авторитетом в преступном мире. Что такое свобода в его понимании. И какую цену за свободу заплатил он.

Нам показывают, что в прошлом он был обычным клерком в белой рубашке. Вечерами возвращался домой с работы. Целовал и обнимал своих любимых сына и жену. Жена обучалась в ВУЗе на дизайнера. И в один из таких обычных дней Харлон с женой весело провели вечер с друзьями в ресторане. Выпили там по бокалу-другому вина. А после вчетвером сели в автомобиль Джейкоба, и навеселе общаясь, помчались куда-то по шоссе. И в какой-то момент этого веселого и непринужденного общения, Джейкоб отвлекся от управления автомобилем и въехал на перекресток на красный свет. Тем самым спровоцировав серьёзное ДТП, в котором погиб их друг, сидевший на заднем сидении, а жена друга получила тяжёлые травмы.

Из-за этого происшествия, Джейкоба Харлона посадили в тюрьму, приговорив к году и восьми месяцам лишения свободы. Адвокат постарался сделать этот срок минимальным, насколько это было возможно. Впоследствии жена Джейкоба, по его настоянию, продала их дом, для того, чтобы продолжать обучение и получить диплом дизайнера. Хотя далее, по сюжету фильма, после того, как Джейкоб встретился с ней после отсидки, она рассказала, что завязала с дизайном и работает в юридической конторе.

Жена Джейкоба и его сын старались всячески поддерживать его, пока он отбывал наказание. Но в какой-то момент, Джейкоб сам оборвал общение с ними и перестал выходить на связь и отвечать на письма. Он хотел дать им возможность начать и построить другую жизнь, без него. Чтобы не быть им обузой, и чтобы не навести на них опасность. Поскольку осознал, что очень сильно погряз в преступном мире. Там, где ради достижения целей преступных группировок в ход идут любые средства. В том числе манипуляции и шантажи членов этих группировок, угрозой жизни и здоровью их близких.

***

С первых дней пребывания в колонии, Харлону дали понять, что если он не постоит за себя сразу, то его будут чморить и унижать до конца его там пребывания. В ту же ночь он стал свидетелем того, как группа зеков изнасиловали поступившегося одновременно с ним чернокожего сокамерника.

Поначалу Джейкоб один, как мог, пытался отбиваться от нападок тюремных «отморозков», которые происходили в основном, во время прогулок.

На таких прогулках обособленно группировались зэки спортивного телосложения все в наколках. Среди них были свои авторитеты этих преступных группировок. На одной из таких прогулок к Харлону подошел чувак из этой группы и сказал:

«- Пойдём, сейчас ты будешь общаться со «смотрящим». Прояви уважение».

Смотрящим зеки называют главного в группировке или на определенной территории.

В ходе этой беседы Джейкобу дают понять, что он и дальше может пытаться в одиночку отстаивать здесь свои границы. Но надолго его не хватит. Никого не хватает надолго, даже самых сильных духом. Рано или поздно сломается любой, если он один против стаи. И ему придётся выбирать – или в стаю волков или в стадо овец, жертв. И сейчас у него пока есть возможность добровольно присоседиться к группировке, пока его туда приглашают. Если он откажется, то потом уже такой возможности может не представиться. Если он войдёт в группу, ему будут оказывать покровительство, тем самым облегчая пребывание здесь. Но взамен ему придётся «работать» на банду, на реализацию ее интересов, как интересов стаи, выполняя указания старших в её иерархии. И первым испытанием для Харлона было пронести в своей заднице резиновый шарик с каким-то содержимым. По-видимому, наркотой. Пронести его нужно было во двор для прогулок. А найти он его должен будет в пайке, которую ему принесут с кухни. Джейкоб справился с этим заданием. И в конце фильма мы узнаем, что этот навык «проноса различных предметов в своей заднице» ему очень пригодился в реализации его собственного плана по хладнокровному убийству «дракона», то есть авторитета по кличке Зверь.

- Итак, Джейкоб пронес шарик в попе. Прошел вступительное испытание. А что было дальше?

- Дальше –больше. Потом ему поручили на пару с другим зеком убить «стукача».

Харлон испытывал внутренне сопротивление этому. Ведь он даже не был уверен, что тот, кого им заказали убрать, действительно был стукачом. Но он понимал, что обратного пути у него нет. Главари банды ему объяснили, что ему придется «замарать руки». Чтобы продолжать быть под покровительством банды. Чтобы быть как все члены в этой банде. И он осознал, что в зоне, и вообще в преступном сообществе существуют свои законы выживания. Согласно которым, ты либо жертва, либо зверь, убийца. И то, что середины здесь нет, как в мире обычных людей, не втянутых в преступны мир и живущих обычной жизнью на свободе.

- И он убил этого стукача?

- Да. Бабловед, как его называли поначалу в колонии, пошёл с подельником на это мокрое дело. Они вдвоем зарезали чувака. И за это преступление Джейкобу, к его подходившему к концу сроку отбывания в год и восемь месяцев, прибавили еще 4 года за убийство, и ещё 5 лет за то, что это убийство, было совершено в составе преступной группировки. Итого его приговорили ещё к девяти годам лишения свободы. Но уже строго режима.

- Это какое-то своеобразное посвящение в банду?

- Наверное. Баблоса, как его стали называть в преступном сообществе после такого своеобразного посвящения, перевели в другую зону, где отбывают срок особо опасные преступники.

***

Там они сидят по двое в маленькой камере. А кто-то, особо заслуживший поощрения главного авторитета – Зверя, сидит в камере один. Где спокойно может читать книги и наслаждаться одиночеством. На прогулку их выводят погулять в изолированные друг от друга клетки. Эти клетки стоят рядом. В эти моменты прогулок заключенные могут видеть других зеков в соседних клетках. И общаться о чем-то через решётку.

В этой зоне и происходит личное знакомство Харлона с самым высшим авторитетом в банде по прозвищу Зверь. Зверь, сидя в этом изоляторе уже 15 лет, рулит всем преступным миром Калифорнии. Делая «заказы» прямо из клетки. У него всё и все куплены. Даже конвой, который выводит их на прогулку. Вертухаи делают всё, что прикажет им Зверь.

Например, Зверь может вне прогулочного времени, когда все сидят по камерам, вызывать на прогулку кого-то из других зеков на разговор тет-а-тет. И вертухаи приводят к Зверю того, кого он скажет. Во время таких переговоров только двое зеков в соседних клетках находятся на улице. Без лишних ушей. И конвой.

На одну из таких встреч Зверь просит привести к нему Баблоса на разговор. Так Баблос и знакомится со Зверем лично. В процессе их общения, Зверь инициирует Баблоса на вхождение в состав главарей банды. А в последующем, зная, что через месяц, Баблос должен выйти по УДО, отсидев уже 8,5 лет, Зверь поручает Баблосу по выходу из зоны, встретиться с другими членами банды, и провести крупную сделку с мексиканцами по поставке им большой партии оружия.

На попытку Харлона отмазаться от участия в этой преступной операции, Зверь открыто заявляет ему, что в таком случае пострадают его жена и сын. И Харлон отвечает, что он в деле. Что он выйдет и проведёт эту сделку. Но потом по сюжету и в конце фильма мы поймем, что именно в момент этого разговора, в голове у Баблоса уже сработал спусковой механизм, запустивший выработку в его голове плана по ликвидации Зверя.

***

Баблос понял, что итак потерял всё в свой жизни. И свободу, и семью, и работу, и спокойствие. У него осталась только его жизнь и больше ничего. Он выходит из зоны и приступает к выполнению этой операции. Вычисляя и устраняя, среди своих же подельников, крыс и предателей, которые сливают полиции всю информацию о предстоящей сделке. А ещё каждый из них, членов этой банды сдаёт друг друга. У каждого свои мотивы и страхи. Каждый готов слить операм координаты сделки и подставить всех остальных, лишь бы отмазаться самому.

Джейкоб всячески запутывает следы, и препятствует тому, чтобы координаты сделки были слиты кем-то из членов банды, среди которой он же назначен главным. В итоге, сделка с мексиканцами происходит, и в процессе передачи оружия и денег, банду всё же накрывает полиция. И всех повязали. И мы догадываемся, что сам Джейкоб за час до операции слил по смс операм правильные координаты места сделки. А не ложные, как думали мы. И Джейкоба опять закрывают под стражу.

Как мы понимаем позже, Баблос сделал это с целью опять сесть туда, где сидит Зверь. Для того, чтобы свести с ним свои счёты. Так как из-за Зверя и таких, как он, у обычных людей, каким был когда-то Харлон, ломаются жизни, когда они попадают в сферу влияния этих преступных группировок.

Перед тем как ехать на сделку с оружием, нам показали, что Баблос купил одноразовый бритвенный станок. И что-то типа канцелярского клея-карандаша. Но тогда не было понятно, для чего это ему. В зрительном зале было высказано предположение, что возможно он хочет сбрить усы.

- Чтобы его не узнали, если он попытаемся слинять от преследования?

- Да. Но нет. Усы он не брил. Мы поняли, зачем ему нужен был этот станок и футляр от клея, когда попал обратно за решётку. Зверь на тюремных переговорах кидает Баблосу «предъяву», что тот завалил члена банды Волыну, и сам слил операм координаты сделки, и теперь его жену и сына «пустят в расход». Нам показали, как в тюрьме, перед этой прогулкой Баблос достает незаметно что-то из своей задницы, затем извлекает что-то из чего. И это что-то оказывается маленьким тонким лезвием из одноразовой бритвы.

-«Убери от меня эту тухлятину!» - кричит разгневанный Зверь вертухаю, имея в виду Баблоса.

А Баблос в это время незаметно достает лезвие, открывает им за спиной свои наручники. Затем обезвреживает вертухая, который бросаясь выполнять приказ Зверя, открывает клетку Баблоса, чтобы его увести. Но уже не его камеру, а в изолятор смертников. По приказу Зверя. Баблос обезвреживает вертухая, закрыв его в клетке, из которой сам только что вышел. Открывает этим же лезвием клетку со Зверем. Зверь набрасывается на Баблоса. И в этой схватке, Баблос хладнокровно перерезает горло Зверю.

Баблос убивает Зверя. Кадр из фильма "Выстрел в пустоту", 2017. Авторский Обзор Стаси Канабис
Баблос убивает Зверя. Кадр из фильма "Выстрел в пустоту", 2017. Авторский Обзор Стаси Канабис

Затем Баблос говорит вертухаю, что теперь он здесь главный. Что соглашение о ежемесячном содержании вертухая остаётся в силе и будет дальше ему выплачиваться. Что вертухай должен будет сказать, что Зверь напал на него первый с лезвием, а Баблос вынужден был обороняться.

Вертухай подтвердил Баблосу, что всё понял и принял.

- То есть Баблос, получается убил «Дракона» и занял его место?

- Получается, так. А что ему делать у него же теперь пожизненный срок. Затем нам показывают, что Баблос вновь возобновил переписку с сыном. А сын ему пишет, что вряд ли когда-то сможет его понять, но что простил.

И показывают, как Баблос читает книгу «Животное-Человек».

#кинокритикСтасяКанабис #обзорКино #сценаристСтасяКанабис #очёмФильм #сообществоКинокритиков #выстрелВпустоту2017 #убитьДракона #киноОбзоры #АртЛабораторияМестоСилы #авторскийОбзорФильма #киноманы

P.S. Впервые данный обзор был опубликован 08.10.2022 в группе VK "Сообщество КиноКритиков" по ссылке:

«Выстрел в пустоту» («Shot caller»), 2017. Авторский обзор Стаси Канабис.

Там же можно почитать весьма нелестные комментарии и отзывы возмущенных читателей обзора, о том что кинокритик Стася Канабис ничего не смыслит в кинокритике. 😁.

P.S. Эта публикация, включая стиль оформления (дизайн), как и все другие материалы на моём канале, являются объектом авторского права, охраняемого в соответствии с законодательством. А также НЕ являются официальными документам, НЕ носят информационного, агитационного и подобного характера, и не могут быть использованы против автора и без его согласия.

© Стася Канабис