Найти тему
Верба

Свято-Серафимовский крестный ход (личные впечатления).

"В пешем паломничестве даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога, и налаживают с Ним контакт. Господь по неизреченной своей милости принимает от нас добровольный отказ от комфорта и бессмысленной суеты, как подвиг, и внимает молитвам. И, удивительным образом, решаются личные неустройства…" (Из "Обращения к паломнику")

В «крестоходцах» я сравнительно недавно, около 8 лет. Участвовала в нескольких паломничествах, в каких-то была неоднократно. Шла я туда по разным причинам и в разном состоянии духа. Каждый раз думая, что "больше – не смогу". И каждый год собирала рюкзак, и снова ехала в какое-то паломничество. Не кривя душой, скажу, для меня - это православный пеший туризм. Если не знаешь куда двигаться по жизни – иди к Богу, ногами по земле.

Рассказ свой начну с самого запоминающегося и длительного крестного хода - Свято Серафимовского, что в Перми.

Проходит он ежегодно, с 26 июля по 1 августа. Паломники отправляются в Свято-Николаевский монастырь, расположенный в деревне Белая Гора Кунгурского района. (А вы думали, там только ледяные пещеры?)) Путь пролегает через семь деревень: идут по трассе, полям и лугам, горам и лесам. Перевоз основного багажа (спальных принадлежностей, экипировки) осуществляется организованно – бесплатным транспортом. На протяжении всего пути - трапезы (ужин и завтрак) Несмотря на отсутствие поста, паломники не вкушают скоромной пищи, зато имеют возможность частого Причащения Святых Христовых Тайн.

Я приехала в Пермь около 9 часов. Кресто-Митрофаниевский храм не смог вместить всех желающих присутствовать на Литургии.

Митрофаниевский храм в Перми
Митрофаниевский храм в Перми

До окончания службы оставалось время. Проверила свой рюкзак, купила воды. Пошла приложиться к Святыням, все они располагались вдоль церковной стены:

• икона Иверской Божией Матери, писанная с оригинала на Святой горе Афон;

• икона святителя Николая Чудотворца с житием;

• икона преподобного. Серафима Саровского;

• ларец с мощами 12 великих святых (в том числе Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста)

Первый день пути, 26 июля (Пермь – Бахаревский женский монастырь)

«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, коих иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно.» (из «Наставлений паломнику»)

Крестный ход двинулся, паломники устремились следом за святынями. В начале совершили несколько молебнов в городе. Останавливались почтить память убиенных воинов и мучеников за веру Христову. Вечная им память и Царствие Небесное!

Место предполагаемой гибели архиепископа Андроника.
Место предполагаемой гибели архиепископа Андроника.

Ходили мы долго. Утром я не сдала вещи в багаж, и успела пожалеть об этом. Было тяжело, плечи натирало, колени болели. Я плохо знала маршрут и не ориентировалась в городе, просто шла со всеми в колонне, молилась у очередной Стеллы, прислушивалась, что обсуждают "бывалые". Совершив последний молебен, мы, наконец, двинулись прочь из города.

В тот день путь наш был коротким, до Бахрееевского женского монастыря, что в пригороде Перми. Здесь нас встречала матушка игуменья. Высокая и статная женщина в темных монашеских одеждах встречала нас ласковой улыбкой. Каждого, подходившего к ней, благословляла и говорила несколько ободряющих слов.

После вечерней службы ужинали кашей и сезонными овощами. Но я ограничилась чаем и двумя кусочками хлеба. Путешествую я всегда «на легке». Ходьба в жару по бездорожью дается мне с трудом, и я не люблю перегружать организм излишней едой и питьем.

На ночлег разместили паломников в гостевом доме. Кто-то традиционно разбил палатки (немало людей берут с собой). А кто-то отправился на ночлег к гостеприимным пермякам). Я ночевала на территории монастыря. Дом был деревянным, двухэтажным, барачного типа, с «удобствами» во дворе.

Бахреевка
Бахреевка

Из удобств были уличные краны с раковиной, старый дощатый туалет(классика)) и передвижные кабинки биотуалетов (кажется, пять штук). Зеленые кабинки возили за нами весь крестный ход, на каждое место ночевки, вплоть до Быма.

Спать устроились рано. На полу, расстелив туристические коврики.

Второй день пути (д. Бахаревка – пос. Юг)

Подъем был ранним. Как и все другие подъемы во все последующие дни. В храме я была не долго, помолилась , зажгла свечу и вышла. Мне нашлось дело – помогать сестрам накрывать столы для завтрака паломников. С утра было весьма свежо, и это бодрило. Столы накрывали на улице. Длинные, метров 20. Нужно было выложить и расставить соленья. Нарезать и намазать вареньем несколько сотен (а может и тысячу) кусочков хлеба, разложить по тарелкам и тоже расставить на столах. Это заняло более часа.

Столы были проще, но очень длинные))
Столы были проще, но очень длинные))

Принесли огромные кастрюли с чаем. Служба как раз заканчивалась, и можно было позавтракать. Я взяла два чудесных бутерброда, стаканчик травяного чая и отошла в сторонку. Мне нашлось место на деревянной скамье, поодаль от церковного крыльца. Солнце уже пригревало, на душе было легко и радостно.

«Совершайте сие благое дело со страхом Божиим и глубоким непрерывным вниманием. Не входи в разговоры с сопутствующими: если не поёшь, то твори про себя Иисусову молитву.» (из «Наставлений паломнику»)

В положенное время колонной двинулись в путь. Поначалу шагалось легко. Колонна шла быстро. Все пели: «Господи! Иисусе Христе, сыне Божий! Помилуй нас!» Сначала запевали только мужчины, потом «отвечали» женщины. И снова мужчины, и снова женщины. В Белогорском крестном ходе не благословляется в пути самостоятельно читать акафисты и каноны (это делают на привалах или вечером). Молятся только соборно - Иисусовой молитвой.

После полудня началось «пекло». Казалось, потели даже уши и локти). Я поотстала и шла ближе к «хвосту» колонны, украдкой рассматривая идущих рядом и мимо меня. Ну и, конечно, на привалах начались разговоры. "Христос воскрес!" - окликнул кто-то из сидевших рядом.

"Серб".

Подошедший мужчина был высок и худ, коричневый от загара, иссеченный морщинами, словно «вяленый», с парой железных коронок. Улыбался он широко, всеми морщинами сразу. На груди нес икону. Не маленькую, нательную, а настоящую большую, в раме с окладом. Лик Богородицы был светел и прекрасен. Икона казалась "диковинной", отличалась от всех ранее виденных может чертами лица, может манерой письма.

Был он самый что ни на есть русский. В девяностых махнул в Сербию по зову сердца. Воевал и партизанил. В сложные времена русским добровольцам помогали монахи: лечили, давали еду. А еще шутили: "Вы призраки! Вас тут нет!"(Ельцин тогда объявил, что русские в Сербии не воюют). В начале 2000х вернулся домой. Привез ранение и икону, на память даренную.

В качестве иллюстрации
В качестве иллюстрации

Много лет прошло и воды утекло, но память не давала ему покоя, а, может, тоска по ушедшей лихой молодости. К повседневной жизненной рутине такие люди адаптируются плохо. И он взял икону и пошел в крестный ход. И двадцать лет ходил во все доступные паломничества. Шел и нес людям икону и Правду: "Мы там были! Мы не призраки!"

# Свято- Серафимовский крестный ход # Пермский крестный ход # Белая гора# Белогорский ход #

(Продолжение следует..)

Вот туда мы  все шли)
Вот туда мы все шли)
Свято-Серафимовский крестный ход (продолжение).
Верба9 апреля 2023

Спасибо что читаете 💛🌼🌞