Прогуливаясь по улицам города Элиста (Республика Калмыкия), можно встретить большое количество уличных скульптур с национальным колоритом. Большинство из них созданы по мотивам эпоса «Джангар», калмыцкого фольклора и буддизма. Прослеживается во всех скульптурных композиций и тема общности человека с природой.
Скульптура «Букет степи» изображает женщину, которая обнимает детей, а вокруг них степные звери и орёл, берущий их под свою защиту. Изготовлена в 1998 г., скульптор В. Винниченко.
Скульптура «Беркутчи» изображает мужчину, опустившегося на правое колено и держащего беркута. Фигура человека сливается с гордым профилем птицы, что символизирует единение человека и природы. Изготовлена в 1997 г., скульптор А. Миронов.
Скульптура «Утро Калмыкии» изображает девушку с густой косой и летящими рядом сайгаками. Изготовлена в 1997 г. По замыслу скульптора М. Сеисова композиция стала символическим образом культурного возрождения народа.
Скульптура «Тюльпан верблюд» изображает верблюда с гордо поднятой головой. Его горб показан в виде лепестков тюльпана, наполненных влагой. Они в засушливые дни должны спасти животного от жажды. Изготовлена в 1997 г., скульптор В. Барков.
Скульптура «Два мира» изображает черепаху, на спине которой лежат объёмные фигуры квадрат и круг. Черепаха — это символ мудрости, долголетия и выносливости. Квадрат и круг символизируют два мира - Запад и Восток. Запад олицетворяет квадрат с изображением образа Всемирного ока (человеческого глаза). Восток — это круг, украшенный змеями-драконами. Изготовлена в 1997 г., скульптор В. Васькин.
Скульптура «Кееда» изображает пожилого человека, оседлавшего барана. Кееда — это олицетворение народного юмора, смекалки и находчивости. Лукавый старик является любимым героем калмыцкого фольклора, он символизирует народную мудрость и напоминает нам, что всегда можно найти выход из сложных ситуаций, главное необходимо верить в свои силы. Изготовлена в 1996 г., скульптор Н. Эледжиев.
Скульптура «Танец» олицетворяет две части: правая - женская сторона, изображена отшлифованными камнями, а левая - мужская, осталась грубой и необработанной. Изготовлена в 1997 г. По мнению скульптора-абстракциониста Яманака Танаки, это танец мужчины и женщины, неба и земли, имитация божественной "игры" творения.
Скульптура «Эхо» представляет собой сидящего мужчину в позе «лотоса» и прижимающего к сердцу домбру. Корпус домбры представлен в виде пронизывающего человека проёма, что символизирует открытость души калмыков. Изготовлена в 1996 г., скульптор Н. Евсеева.
Памятник джангарчи Ээлян Овла посвящён калмыцкому сказителю Ээлян Овла, который воспевал подвиги калмыцких богатырей, вселяя в народ веру в светлое будущее. Авторам скульпторы удалось показать не только портретное сходство, но и внутреннюю силу калмыцкого сказателя. Джангарчи — это исполнитель «Джангара». За фигурой Ээлян Овла установлено декоративно-скульптурное панно с фрагментами из эпоса «Джангар». Изготовлена в 1990 г., скульптор В. Васькин, архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев.
Одному из героев калмыцкого народного эпоса «Джангар» богатырю Хонгор – Алый Лев поставлен памятник в 1999 г. скульптором С. Ботиевым. Он стоит на страже, охраняя родную землю, и в любой момент готов выпустить стрелы в случае нападения врага. Десятиметровый постамент украшен национальным орнаментом.
Таких уличных скульптур можно встретить по городу очень много. Они позволяют сохранять уникальную самобытность народа, в то же время мы понимаем, что мир един и необходимо человеку жить в гармонии с природой.
Об истории Республики Калмыкия на нашем канале вы можете прочитать пройдя по ссылкам.
Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете много интересного!