Поэты пишут для поэтов, и им сочувствует страна...
Н. Игнатенко
Грустно наблюдать, как литературные сайты всё дальше и дальше уходят от дел собственно литературных, постепенно превращаясь в развлекательные шоу. "Тусовки, пошлые тусовки скучающих людей, научившихся рифмовать, но имеющих смутное представление о литературе! - безапелляционно заявил мой друг, когда я сообщил ему, что зарегистрировался на одном из них. - Ты думаешь, учредители этих сайтов пекутся о литературе? О высоком?.. Рынок, mon ami, рынок пришёл и в эту сферу. Когда между пишущим и читателем водворяется посредник, пусть даже с филологическим образованием, - это уже бизнес. Литература здесь выступает лишь прикрытием. Посмотри: сколько бездарностей слетается под эти крыши!.. А почему? Потому что людям, которые дорожат литературой и знают в ней толк, там делать нечего...". Со времени нашего разговора прошло немало времени. Не стану приводить подробности спора, скажу только, что не со всеми доводами моего друга я тогда согласился и не стал отменять регистрацию. Читатели, мои читатели, - мне интересны были только они. Много ли их? Кто они? Коллеги по цеху - люди занятые, к тому же - ангажированные, не станут они говорить правду о произведениях того, кто является их конкурентом. А вот читатель, судья беспристрастный, он-то лукавить не станет. Какое ему дело до рейтингов и прочих мыльных пузырей, которые умело надувают ловкие люди! Конечно же, он будет смотреть на суть дела и сумеет-таки отделить зёрна от плевел. Так думал я, внутренне не соглашаясь с приговором моего категоричного друга. Каково же было моё удивление, когда обнаружил, что жизнь в литературном сообществе, к которому примкнул, очень скоро заставит меня вспомнить о давнем разговоре и изменить моё к нему отношение.
Нет способа убить литературу вернее, чем отрезав её от обратной связи с читателем. Роль читателя в литературном процессе невозможно переоценить - он охраняет литературу от загнивания, стимулирует литературный процесс, выводит его из состояния стагнации. Зачем не умеющему писать или пишущему плохо тот, кто может ему об этом сказать? Зачем беспристрастные судьи твоей литературной несостоятельности? Зачем свидетели твоему позору? А вот пишущим хорошо, талантам настоящим, читатель необходим. Именно его, родимого, теплом - или отсутствием оного - питается энергия пишущих. Есть тепло, то бишь положительные отклики, - пишется, нет - так сидишь... Невозможно представить, чтобы кто-то писал, не будучи уверенным, что его когда-либо прочтут и оценят. Иначе, какой смысл в сочинительстве. Полноправное участие читателя в литературной жизни, салонно-сетевой - в том числе, обязательно, как воздух.
Между тем именно эта главная составляющая всякой подлинной литературной жизни в современных российских литературных салонах отсутствует. Здесь вам доходчиво разъяснят ваши права и обязанности, объяснят, почему вам тут, в этих салонах, понравится, расскажут о возможностях, которые перед вами открываются, например, предложат участие в литературных конкурсах, поединках, комментообменах, растолкуют, что такое баллы, как их умножать и как ими распоряжаться, научат дарить подарки и даже зарабатывать деньги... Но, если вы пришли туда с целью отыскать своего читателя и установить с ним контакт, вы - наивный человек. Ты ведь не на вокзал пришёл, где до тебя никому нет дела, дали мне понять с первых же дней моего пребывания в одном из таких салонов. Будь, как все, - рули по тем дорожкам, которые для тебя приготовили. Возможностями надо пользоваться... Ох, уж эта святая простата! Спасибо, господа, я не танцую... А вот желанной дороги к читателю я так и не нашёл. Отметка о посещении моего произведения читателем - вот всё, что могли предложить мне учредители салонов. Отметка, которую, наверное, можно и не сделать, если пользователь будет вести себя, подобно автору этих строк, ненадлежащим образом - ходить в чужой монастырь со своим уставом: пусть думает, а другие - видят, что его не читают. Выходит, мало соблюдать нормы морали и уважать соответствующие статьи действующего федерального законодательства. Следовать уставам салонов, жить в согласии с ними и не возмущаться также обязательно... Конкурсы, поединки, комментообмены, "литературные стаи", в которые сбивается развлекающийся люд, повинность оставлять отзывы на выложенный в сеть литературный товар... Скучно, господа... Спортивные соревнования под видом конкурсов и поединков мне, например, не интересны - победа в них не сделает меня поэтом, не говоря уже о том, что и самая победа - дело сомнительное: судьи кто? Комментообмены на не имеющие отношения к литературе темы и обмены виртуальными подарками умиляют до колик в животе - где ещё такое увидишь, как не в нотариально заверенных литературных салонах... С таким же успехом, господа, вы могли бы запустить в них, скажем, торговлю керосином - он всем нам, очевидно, скоро понадобится... Когда из литературных салонов изгоняют читателя, подменяя его законное право на участие в литературной жизни разговорами о нём, значит, в наш дом пришла беда. И, поверьте мне, справиться с ней будет не просто. Уйдут таланты, на тех, кто останется, навесят вериги послушания, корабль дорогой нашему сердцу литературы некому будет направлять... Ловкие люди окончательно возьмут верх, читающая публика перестанет отличать художественные произведения от похожих на них... Литература не сможет выполнять свою высокую миссию... Скажете, кликушествую? Что ж, время покажет...