Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и результативные те формы работы, где дети сами являются активными участниками. Одним из наиболее эффективных методов знакомства детей с городом являются квесты. Основу такого метода составляет активная и самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением, применением логики и исследованием заданий, встречающихся на их пути. Основными принципами организации такого рода воспитательно-образовательного квеста являются:
- создание условий для непосредственного погружения в игру, которые становятся основным средством для получения какой-либо информации;
- соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия - наблюдения, поиска и анализа информации;
- сведение к минимуму посреднической деятельности педагога в процессе "диалога" воспитанников с объектом изучения.
Таким образом, квест предполагает отличные от, к примеру экскурсии, способы усвоения новых понятий и смыслов. Целью квестов является саморазвитие и самосовершенствование.
Одним из примеров проведения квеста - это знакомство с городом Тирасполем. Так как многие суворовцы не из столицы, а некоторые даже и не из Приднестровья, путь первокурсников в училище начинается с ознакомления со столицей Республики. Концепция квеста состоит в том, чтобы следуя по определённому маршруту по центру города суворовцы получали на каждом остановочном пункте по факту о городе и его создателе. Казалось бы, обычная экскурсия, но нет. Суворовцы сами ищут следующий пункт по карте и жаждут узнать очередной интересный факт, чтобы приступить к поиску следующего объекта. Зачастую привлекаются и актёры, играющие Суворова и Екатерину 2, ведя за собой учащихся и рассказывающих о становлении Тирасполя.
Или еще, например, не менее увлекательный квест проводится в Бендерской крепости, где суворовцы узнают историю крепости путешествуя во времени. В начале мероприятия суворовцев встречает ученик колдуна, у которого баба Яга украла машину времени и он не может вернуться без неё в своё время. Суворовцам предлагается помочь юному магу, разгадать ряд загадок и отыскать машину времени, но машина оказывается сломана, а кристалл активирующий ее потерялся среди эпох. А значит всем предстоит отправиться в путешествие во времени и отыскать его. В процессе игры воспитанники узнают историю крепости, начиная с ее создания. Где встречают и завоевателей крепости, и освободителей и даже самого Барона Мюнхаузена. Такие квесты интересны и познавательны не только детям, но и взрослым офицерам-воспитателям, которые так же узнают много нового и интересного.
Восприятие информации через интеллектуальные марафоны тоже интересная и познавательная часть досуга выходного дня у суворовцев. Такого рода мероприятие позволяет в игровой форме донести воспитанникам факты из различных областей, а заодно и проверить их познания в науках. Игры позволяют суворовцам не бояться ошибиться, как это бывает на уроках. Здесь это просто игра, за которую не ставятся оценки. Их цель развить в учащихся стремление узнавать всё больше новой информации. Интеллектуальные марафоны выявляют потребность у суворовцев к конкуренции, вырабатывает стремление побеждать, а значит познавать различные факты. Кроме того, данное мероприятие приучает и к дисциплине, и уважению к соперникам. Ведь заработать дисквалификацию в этой игре достаточно просто, а значит необходимо соблюдать все предписанные правила, не выкрикивать, не мешать команде соперников, и работать сообща. Интеллектуальные марафоны тоже не оставляют равнодушными и детей и офицеров, ведь там не просто школьные вопросы, а загадки с подвохом, позволяющие развить логику и смекалку. А как известно, Суворов славился именно смекалкой. Вот и учащимся предлагается разбиться на команды и проверить свои силы в такой игре. Подобно популярной передаче «где логика?», суворовцы принимают участие в нескольких различных раундах, где и просто на вопросы ответить нужно, и картинки сложить, и найти общее, и продолжить фразу, и отгадать фильм. Азарт в данном марафоне зашкаливает настолько, что и после игры дети сами часто между собой загадывают друг другу сложные задачки и просят устраивать такие марафоны каждые выходные. Благодаря такому мероприятию воспитанники узнали, что марафоны бывают не только спортивными и не всё, что связано не с движением скучное, как они думали в начале. А заключительный раунд «что в чёрном ящике» самый любимый, ведь содержимое отправляется команде победителей в качестве приза. Иногда это пирог, а иногда и в качестве шутки какая-нибудь безделушка, что очень удивляет суворовцев, ведь должен быть приз! Но тем интереснее, этого никто не ожидает. Но без пирога, конечно, никто никогда не остаётся и награждаются обе команды, ведь конечная цель этого турнира действительно участие, а не победа.
«Многие современные дети не любят театр», - об этом сейчас часто говорит взрослое поколение. Но ведь всё зависит от родителей и педагогов. И об этом можно с уверенностью заявить, ведь наши суворовцы влюбляются в театр с первого похода. Самое главное подобрать соответствующее возрасту представление, которое детям будет понятно. И даже если спектакль был понятен педагогу, и ему кажется, что дети тоже уловили весь смысл, необходимо всё равно «пройтись» по увиденному сюжету, и не вопросами о том «понравилось ли вам?», а вопросом, например, «какой момент запомнился больше всего?» или «а как бы ты закончил эту историю?». Театр это способ пережить с актёром все моменты, увидеть такую игру, которую невозможно прочувствовать в фильме. Театр не может не задеть душу человека. Он делает нас гуманными, чувственными, приобщает к культуре и просто даёт возможность отдохнуть и отвлечься от внешнего мира. Театр воспитывает дух патриотизма, необходимый в процессе воспитания в Суворовском училище, на примере постановок, повествующих не только о Великой Отечественной войне, пусть это и самый яркий пример, но и постановок русских сказок, былин. Так же походы в театр тоже могут быть не типичными, когда после представления суворовцам предлагают сфотографироваться с актёрами и даже попробовать себя в качестве артиста с настоящими профессионалами, а ещё задать ряд вопросов выступающим и побывать за кулисами театра. На уроках русского языка и литературы учащимся часто предлагают написать о том как прошли их выходные. Суворовцы с огромным восхищением описывают походы в театр, рассказывая о том, что чувствовали себя настоящими аристократами, наслаждающимися истинным искусством.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно с уверенность заявить, что знания приходят не только через классический метод заучивания информации с учебников, но безусловно и от этого метода полностью уходить нельзя, необходимо совмещать классику и подогревать интерес детей к учёбе вышеизложенными методами.