Эта статья открывает цикл о бронепоездах. Тема просто бескрайняя, так что будет продолжение в нескольких публикациях. Мы не ставим себе цель рассказать читателю "какие были бронепоезда вообще". По трем причинам.
Во-первых, это не реально в принципе. Из-за огромного количества вариаций и комбинаций (максимум можно дать классификацию по типам и задачам).
Во-вторых, по данной теме уже вышли эпохальные труды, в которых такие мозговые тараканы ползают, что волосы дыбом встают - ведь у авторов есть единомышленники и почитатели, причем немало. Особо тут отметился некий белорусский господин, утверждавший, что в СССР "боялись свой народ" и поэтому строили бронепоезда НКВД. У всей этой "военно-исторической литературы" имеется своя аудитория и спорить с ней нет никакого желания.
В-третьих объем даже чисто документальной информации (без мемуаров) таков, что потребуется пару томов книжного формата для подробного пересказа.
Мы, как обычно, представляем здесь архивные материалы и попытаемся развеять некоторые стандартные заблуждения. Сначала в общих чертах, потом в деталях.
Вот их краткий список (для читающих по диагонали еще раз - ЗАБЛУЖДЕНИЯ, т.е. то что ниже по пунктам "с точкой" - НЕВЕРНО):
- бронепоезда к началу Второй Мировой войны безнадежно устарели как класс вооружения из-за появления танков и развития боевой авиации;
- бронепоезда ограниченно применялись в начальный период Великой Отечественной;
- немецкие бронепоезда действовали преимущественно против партизан и как охрана ж/д коммуникаций.
- бронепоезда войск НКВД до войны являлись инструментом обеспечения репрессий.
Начнем сразу с последнего утверждения. Проще всего показать документ - умный поймет без долгих объяснений сам, жертве 30-летнего зомбирования все равно ничего не объяснишь.
Архив: ЦАМО, Фонд: 340, Опись: 0005372, Дело: 0054, Лист начала документа в деле: 115 Авторы документа: 52 полк войск НКВД по ОЖДС, капитан Вознюк
Собственно, нам не потери личного состава в данном случае важны, а просто штамп в левом верхнем углу: "НКВД СССР. Бронепоезд 52-го полка войск НКВД ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ".
Железные дороги - вены и артерии огромного организма под названием СССР. Обеспечение их надежного функционирования - жизненно важная задача. Это те самые "объекты критической инфраструктуры". Охрана железных дорог, мостов, туннелей, узловых станций и пр. - очевидно является задачей внутренних войск, в то время именовавшихся "войска НКВД". Ведь для того, чтобы отрезать Дальний Восток страны, например, от Европейской части, достаточно в зимний период надежно "перехватить" ж/д магистраль - заброской группой диверсантов с опорой на местные банды как вариант. Или серией диверсий на мостах и туннелях.
В первые месяцы войны бронепоезда НКВД выполняли, в том числе, и эти указанные выше функции - пытались ликвидировать многочисленные группы диверсантов и местных националистов, захватывавших по предварительному плану различные элементы дорожной сети, которые нужны были немцам в исправном состоянии и одновременно совершавших диверсии на перегонах для недопущения вывоза материальных ценностей и срыва воинских перевозок.
Рапорты. Дата создания документа: 06.07.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 344, Опись: 5554, Дело: 71, Лист начала документа в деле: 220.
"Докладываю: 1) Выходивший на разведку бронепоезд 5.7.41 в период 18-22 часов скопления диверсионных банд не обнаружил и возвратился на станцию Тарту..."
При этом бронепоезда (в том числе и НКВД) получали и противоположную, так сказать, задачу - они прикрывали работы по разрушению железнодорожных путей на оставляемой Красной Армией территории.
В дальнейшем бронепоезда НКВД действовали наравне с армейскими в качестве средства обеспечения ПВО, артиллерийской поддержки войск и продолжали охранять коммуникации в ближнем и дальнем тылу.
Разбитый бронепоезд войск НКВД. Октябрь 1942 года.
Про бронепоезда НКВД мы еще напишем дополнительно, а пока предлагаем читателю изучить следующую короткую телеграмму:
Прочие документы. Дата создания документа: 12.09.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 229, Опись: 161, Дело: 86, Лист начала документа в деле: 231.
Станция Ромодан находится в Полтавской области. Бронепоезда НКВД идут в самое пекло боев.
"Безнадежное устаревание и ограниченное применение" при тщательном изучении документов тоже переходят в разряд легенд и мифов. Бронепоезда ОЧЕНЬ отличались по своим задачам и характеристикам, но применялись на советско-германском фронте (не в тылу!) до самого конца войны.
Бронепоезд №2 "За Родину!" разбитый в р-не Ворошиловграда в июле 1942 года. Обратите внимание на башню от КВ-2 и башню от Т-34 с нештатным вооружением (видимо, 45 мм). Данный снимок наглядно иллюстрирует уровень стандартизации в этом вопросе. Проще говоря, несмотря на наличие стандартных типов и проектов, делали из того, что было под рукой.
Для иллюстрации приведем ряд документов.
Ниже фрагмент "Справки о наличии и техническом состоянии танков, самоходных установок и бронепоездов частей БТ и МВ 2 БелФ по состоянию на 20.00 7 декабря 1944 года".
Всего бронепоездов 12, отдельных дивизионов бронепоездов - 6. Т.е. в дивизионе по два бронепоезда.
Например:
Отдельный бронепоезд № 669
Период в составе действующей армии: 21.03.1943 — 08.05.1945.
Сформирован из 2 бепо 39 одбп
Отдельный бронепоезд № 715 39-го отдельного дивизиона бронепоездов (обрп 715)
Период в составе действующей армии: 21.03.1943 — 08.05.1945.
Сформирован из 1 бепо 39 одбп
Термин "бепо", часто встречающийся в документах, расшифровывается как "бронепоезд".
Для примера:
Сведения. Дата создания документа: 30.11.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 5687, Опись: 0040819с, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 93.
Ниже фото бронепоездов, собранных из стандартных бронеплощадок.
К вопросу о боевой работе бронепоездов (кроме задач ПВО) в завершающий период Великой Отечественной:
Переговоры. № документа: 2, Дата создания документа: 04.02.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 969, Опись: 1, Дело: 173, Лист начала документа в деле: 2.
"На участке курсирует НЕМЕЦКИЙ бронепоезд. Прошу выслать авиацию для его уничтожения".
Документ датирован 4 февраля 1945 года. Понятно, что смертельно раненный Рейх бросал в бой все, что под рукой. В том числе и эрзац-образцы, и устаревшее вооружение. Вот и БП работа нашлась.
Но Красная Армия к тому времени была на пике своей мощи, однако, бронепоезда все равно применяла как средство ПВО, для охраны железнодорожных узлов и для артиллерийской поддержки войск, действующих вдоль железных дорог.
Боевые донесения, оперсводки. № документа: 347, Дата создания документа: 02.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 998, Опись: 1, Дело: 335, Лист начала документа в деле: 122 Авторы документа: 21 одн брп, майор Простаков, капитан Волчков.
В рапорте сообщается о произведенном огневом налете по расположенной на высоте минометной батарее противника. Скорее всего, огонь велся из 76-мм орудий с закрытых позиций В других аналогичных рапортах это указано прямо:
"Доношу, что в 2.00 6.6.44 г. бронепоезд № 695 произвел огневой налет по огневым позициям артиллерии противника западнее Денысув, выпущено 20 гранат..."
Денысув это станция в районе Тернополя на Западной Украине.
Архив: ЦАМО, Фонд: 998, Опись: 1, Дело: 335, Лист начала документа в деле: 170 Авторы документа: 21 одн брп, майор Простаков, капитан Волчков.
Лето 1944 года - немецкая авиация все еще представляет из себя грозную силу, так что огневые налеты бронепоезда осуществляют в ночное время или в плохую погоду, но (по возможности) после тщательной разведки целей днем.
Мы еще расскажем более подробно о боевом применении бронепоездов в продолжении цикла, а в заключение этой части покажем читателю дополнительно несколько документов по немецким бронепоездам.
Разные варианты немецких бронепоездов. Сверху - с использованием французского трофейного танка. Ниже - танка Pz IV/.
Советские солдаты в бою за станцию. На заднем плане разбитый немецкий бронепоезд.
Немцы также применяли бронепоезда - и в начальный и в завершающий период Великой Отечественной. Помимо охраны коммуникаций и противопартизанских действий, они служили средством усиления наземных войск непосредственно на фронте.
Прочие документы. № документа: 778, Дата создания документа: 31.07.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 1080, Опись: 1, Дело: 168, Лист начала документа в деле: 137 Авторы документа: 16 гв. сд.
Штаб стрелковой дивизии запрашивает авиаподдержку для нейтрализации немецкого бронепоезда, который "обстреливает Полунино со стороны железнодорожной будки". 31 июля 1942 года. Ниже приказ командиру 130-го ближнего бомбардировочного авиаполка на уничтожение бронепоезда противника девяткой самолетов.
На вооружении 130-го бомбардировочного полка в 1942 состояли самолеты Пе-2, так что силы выделены весьма внушительные, а значит и цель того стоила. По состоянию на сентябрь 1942 года в полку и было всего 9 исправных самолетов.