Найти тему

На Западном фронте без перемен.

советское издание романа 1960 года

Предложение , ставшее уже афористичным и давшее название популярнейшему роману. Роману одного из популярнейших писателей эпохи. Эрих Мария Ремарк, кто же вы? Автор, которым зачитываются многие поколения читателей, самый издаваемый, в том числе в России, писатель, антифашист -да, но, прежде всего,вы солдат. Солдат навсегда. Ремарк входит в плеяду художников «потерянного поколения».

-2

Ремарк в молодости в военной форме

Собственно, взорвавший когда-то культурное пространство его первый роман « На Западном фронте без перемен» и декларировал эту главную мысль поколения Великой войны – потерянность в жизни, потерянность в понимании бытия в целом. Выброшенные из жизни, вычеркнутые войной судьбы, люди. В романе острая, резкая фраза «нам 20 лет – мы старики», задает весь тон повествования. Бессмысленность, жестокость этой войны , с продвижениями войск на считанные метры в результате жесточайших боев,- фон и лейтмотив всего произведения, констатация бесполезности существования людей , продолжающих сражаться на фронтах. Даже если они еще живы, их уже нет, они вырваны и выброшены из нормальной жизни, из всего обыденно-человеческого. Вернувшиеся домой живыми, покалеченными, они уже никогда не вычеркнут войну из собственной жизни. Война навсегда в сознании этих молодых стариков, до конца с ними! И погибший герой в самом финале романа, в самом финале войны, когда практически все закончено и мир рядом, в общем-то заслуживает эту смерть как спасение. Фразы Ремарка чеканны, просты. По большому счету это не роман, а рапорт, отчет. Но нет…. Все проще и сложнее одновременно - язык романа –это в целом и язык войны. Он не может и не хочет быть витиеватым, сложным. Он прост и лаконичен, как сама война. Простота речевых конструкций, которыми создан роман, подчеркивает это. Автор в этой своей простоте гениален, она к месту, она просто необходима в повествовании такого рода. А какого рода, о чем этот великий текст? О войне? Да, конечно, нет . Творчество Ремарка, как творчество любого большого художника не только биографично, исторично – оно в первую очередь и прежде всего гуманистично. Это роман о Человеке. Да, этот человек вырван, выброшен из повседневности и бытовых рутин, но он старается остаться самим собой на страшной войне. Просто он меняется, приспосабливается и это ,самое главное, позволяет ему выживать , не забывая о братстве, чести, ведь сохраняя в себе человеческое, ты продолжаешь жить. И осознавая бессмысленность бесконечных убийств, главный герой остается солдатом, выполняет приказ, но продолжает быть человеком даже в этом. Война старается все человеческое уничтожить, выдавить, но постоянно, раз за разом Пауль отыскивает в себе настоящие , живые чувства. Единственное место, где ему неловко, плохо – в тылу, в отпуске. Люди тут не знают войны, она для них место для подвига, сражения за эфемерные завоевания…. Для него война понятна и ясна, как Божий день – все там на войне просто в своей кровавой бессмысленности. Уже никогда он не выбросит войну из себя, и возвращается туда с облегчением, не с радостью нет, но с понятным, простым, ясным осознанием того места и времени , в котором он находится, где ему привычно находиться. Великая война далеко, она уже история, но она близко…. Она буквально за поворотом, романы Ремарка напоминают нам об этом, просто нужно взять с полки томик его произведений, и напомнить самим себе: лучшее, что у нас есть – наша жизнь. Здесь и сейчас!