Есть такие фильмы, которые много лет несут на себе печать среднего качества. В своё время их признали не вполне удачными. Показывали редко, большой славы они не принесли ни режиссёрам, ни актёрам. А спустя много лет пересматриваешь с удовольствием. И не только из ностальгических соображений. Фильмы вполне хорошие. Милые, душевные, с яркими кадрами и точными репликами. И даже если это было кино на производственную тему, в нём звучала лирическая нотка. Как в фильме 1965 года «Дайте жалобную книгу»
Здравствуйте!
В книге «Неподведённые итоги» сам Эльдар Рязанов отзывался об этом фильме достаточно пренебрежительно. Режиссёру навязали постановку – сценарий сочли нужным и своевременным. В то время снимали не только то, что хочется, но и то, что нужно. В дальнейшем Эльдар Александрович нашёл талантливого соавтора Эмиля Брагинского и сам стал писать сценарии.
Между тем, фильм-то получился неплохим. Ничего удивительного – сценарий, навязанный Рязанову свыше, написали два поэта: Борис Ласкин и Александр Галич. Чувство ритма им не изменило: сценарий лёгкий и точный. Ничем не перегружен. В меру назидательный, в меру ироничный. И очень искренний.
Фильм, конечно, относится к производственным. Главный герой – журналист. Как понимали профессию журналиста в советские годы? Это тот, кто способен менять жизнь. Подметить недостатки, высветить их беспощадным лучом публичности и помочь исправить.
Ездить по земле, видеть мир, встречать разных людей и рассказывать об этом
Нельзя не вспомнить замечательный фильм С. Герасимова «Журналист», который вышел двумя годами позже. Стилистика подачи образа журналиста во многом похожа. Конечно, никто из режиссёров ни у кого не подсматривал – это отражение духа времени. Именно таким был образ советского журналиста: серьёзный, деловой молодой человек в строгом костюме, образованный, сдержанный ироничный. Это, конечно, журналист успешный, сотрудник столичного издания. Всегда в дороге, всегда в творчестве, с ручкой и блокнотом.
Как и в «Журналисте», в фильме «Дайте жалобную книгу» один из главных героев – газета. Печатное слово, в мощь и силу которого люди в то время верили беззаветно.
Всю мощь печатного слова молодой журналист Юрий Никитин обрушил на засиженное всеми пороками советского общепита заведение «Одуванчик»
Ресторан второго ранга
Очаровавшись прекрасными глазами директора ресторана Татьяны Шумовой, журналист вызвал волну общественного молодёжного движения, которая и изменила облик предприятия общественного питания.
Вместо фальшивых колонн и пыльных портьер – пространство, полное света и воздуха. Вместо манерной скрипучей певички – звонкая Лариса Мондрус. Вместо злачной забегаловки – модное кафе.
Этот фильм любили цитировать, порицая советскую сферу услуг с её так называемым ненавязчивым сервисом.
Хамоватые официантки, обсчёты, недоливы. Помните это знаменитое сравнение с заграницей:
Она что вам – от души улыбается, эта официантка или продавец? Она же вам за деньги улыбается!
И долго мы верили: стоит заплатить деньги – все продавцы и официанты будут улыбаться. Хотя это, конечно, было наивно: что, советские работники торговли зарплату не получали? Получали. Но не улыбались.
Только сейчас, за деньги, тоже не все улыбаются. Возможно, это люди такие – сколько им ни плати, не улыбнутся.
Заведение, что показали в фильме, достаточно типично. Они и сейчас есть, такие «Одуванчики». Забегаловки, в которые ходит соответствующая публика. Кто желает вкусно поесть и отдохнуть культурно, посещают другие места.
Но в 1965 году других мест не было. Приходилось преобразовывать те, что есть.
Хуже нашей работы нет! За нас замуж не идут!
Сколько ни преобразовывай сферу торговли, некоторые вещи не меняются.
В фильме зачитывают жалобу на посылторг:
Я заказал по почте грелку. А вместо грелки мне прислали самоучитель игры на баяне. Прошу разъяснить: к какому месту прикладывать этот самоучитель, и за что ж такое невнимание
Как будто вчерашний отзыв с сайта интернет-магазина.
Великолепная Рина Зелёная, ресторанная певица с большим опытом, в фильме проникновенно поёт: А мне всего 17 лет.
Вот что интересно – в кадре это выглядит подчёркнуто комично, хотя актриса стройна и изящна. Но ведь на эстраде это обычное дело, когда дамы перезрелых лет представляются девушками первой свежести. И никто не смеётся. Наоборот, говорят: молодец женщина, не сдаётся возрасту.
Получается, что не особенно изменилась наша жизнь? Несмотря на все преобразования и достижения технического прогресса.
Нет, конечно, многое изменилось.
Разве увидишь в современном кино такую проникновенную любовную линию. Герои начинают с конфликта (притом производственного), а потом постепенно идут друг к другу робкими шагами, деликатно проверяя чувства.
А какие все красивые!
Олег Борисов не считался в кино красавцем, у него всегда было другое амплуа. А здесь он такой трогательный.
Лариса Голубкина в сиянии ослепительной молодости.
И победительный красавец Анатолий Кузнецов.
А какие наряды! Во всём блеске очарования шестидесятых.
И атмосфера, которая утрачена навсегда. Когда в любом рабочем коллективе возникает искреннее дружелюбие. И не мешает рабочему процессу, а наоборот – насыщает творческим единодушием.
Актёры в фильме великолепные. Одни имена чего стоят: Олег Борисов, Лариса Голубкина, Анатолий Кузнецов, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Николай Парфёнов, Рина Зелёная, Микаэла Дроздовская, Зоя Фёдорова, Михаил Пуговкин, Юрий Белов, Александр Леньков.
Но о некоторых актёрских работах следует упомянуть особо.
В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов использовал очень тонкий приём: киноцитату. За столом в ресторане «Одуванчик» располагается всем известная троица: Трус, Балбес и Бывалый. Это не просто те же самые актёры, это те самые, гайдаевские персонажи.
Есть и ещё один маленький сюрприз. Как известно, Эльдар Рязанов иногда появлялся в своих фильмах в эпизодических ролях. Так случилось и в «Дайте жалобную книгу». Вот он: в роли вдумчивого и понимающего главного редактора газеты.
Сейчас это уже не фильм на производственную тему. Это кино о чудном времени, когда завидные мужчины ещё не разучились петь серенады под окнами прекрасных дам.
Гитара играет и месяц сияет,
Стоят под окном мужчины.