Здравствуй читатель, и снова научпоп, и снова разберем один из самых неоднозначных и популярных мифов.
Без лишних слов, приятного прочтения=)
-Человек использует не все возможности своего мозга
Как вы могли заметить этот миф перекликается с заблуждением из предыдущей статьи (гляньте на досуге здесь), однако ее корни уходят в нечто другое, а конкретно...
История хранит множество ученых, писателей и философов, внесших значительный вклад в науку, искусство и обладающих незаурядными способностями. Но среди них есть человек, так и не получивший известность, не смотря на свои гениальные способности.
Уильям Джеймс Сайдис – сын врача и психолога Бориса Сайдиса. Его умственные способности и знания в различных областях науки, уже к 11 годам были невероятными, что говорило о нем как о вундеркинде. Его отец разработал план воспитания мальчика задолго до его рождения, преследуя цель вырастить из того гения, что ему и удалось. К 8 годам коэффициент IQ мальчика составлял 250-300. Впоследствии, его феноменальностью заинтересовались ученые и один из них, Уильям Джеймс, совместно с Борисом Сайдисом в 1890-х годах протестировали теорию об ускоренном развитии ребенка. В этом же исследовании, Уильям Сайдис впервые высказал мнение о неиспользовании человеком всех возможностей мозга. Гениальность Сайдиса осталась неизвестна и безрезультатна, по причине его же незаурядности, однако его слова создали один из известнейших мифов.
Согласно большинству источников, не только исследования Сайдиса и Джеймса привели к возникновению мифа. Уайлдер Грейвс Пенфилд – нейрохирург, известный операциями по деструкции некоторых отделов мозга. Специализируясь по вопросам эпилепсии, ее возникновения и лечении, он применял метод электрической стимуляции. Использование данного метода позволило ему создать функциональную карту коры мозга, на которой им была замечена «тихая кора» - незадействованные участки мозга. Они не реагировали на электростимуляцию, а значит, по его мнению, не функционировали, что вело к продолжению распространения заблуждения.
Также, следует отметить, что развитию теории послужила неправильная трактовка и ложная интерпретация научных данных. Так, доктор Джеймс Калат, анализируя исследования о функционале мозга, заметил, что многие нейробиологи знали о, так называемых, «локальных» нейронах, неизвестного назначения. Отсюда сформировалось мнение об их неиспользовании, а значит бесполезности.
Но, вскоре миф был разоблачен нейробиологом Барри Бейерштейном, который высказывался о мифе, как о «смехотворно ошибочном». Свое мнение он подкрепил такими аргументами:
- Мозг, согласно современным научным данным, является самым энергозатратным органом в теле человека. При массе равной около 2% от общей массы тела, он потребляет до 20% всей энергии организма. Если человек не использует «весь мозг», то к чему тратить энергию на его содержание. Эволюция имеет свойство убирать «лишнее», а значит, та часть органа была бы убрана: люди, проходя естественный отбор, и имеющие мозг, действующий не в полную силу, значительно уступали бы людям с более эффективным мозгом.
- Тот факт, что мозг – не одна общая масса нейронов и нейроглии, а структурный орган, имеющий отделы, говорит о его долгом развитии и распределении функций. Исследований отделов мозга проводилось много, и пустых, ничего не значащих зон обнаружено не было.
- При рассмотрении отдельно каждого нейрона мозга, проводиться микроструктурный анализ. Он точно регистрирует деятельность каждой клетки мозга.
- Мозг имеет свойство к элиминации, гибели лишних нейронов, то есть, вскрытие мозга человека, который якобы не использовал мозг в полную мощь, показало бы крупное вырождение участков и отделов данного органа.
- Позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография позволяют наблюдать работу мозга даже в состоянии покоя или сна. Это говорит о постоянной, неограниченной работе мозга.
Немного позднее дело дошло до прямого исследования учеными из Массачусетского технологического института. Исследователи использовали 108 электродов для измерения нейронных возбуждений в коре 6-ти функциональных отделов головного мозга.
Участникам показывали группы цветных точек, перемещающихся вверх или вниз, и серую фигуру, указывающую, надо ли обратить внимание на цвет точек или на их движение. В результате, удалось обнаружить, как «вспыхивает» весь мозг в целом, выполняя одну или несколько задач. Соавтор исследования и профессор когнитивной науки Эрл Миллер говорил: «Такое распространение нейронного возбуждения несовместимо с понятием, что мы используем лишь небольшую часть нашего мозга».
Миф говорит о том, что «используемая» часть мозга — это конкретная область, а неиспользуемая часть просто занимает лишнее пространство. Но если неработающие части мозга не используются, ее удаление или повреждение было бы незаметным, однако люди, перенесшие травму головы или инсульт, все же становятся инвалидами.
Мозг – это орган, работа которого охватывает весь его объем, не давая повода для возникновения «лишних» зон.
Спасибо, что дочитал до конца
Подписывайся просто так, чтобы понимать чуть больше чем остальные
Ставьте лайки или дизлайки, и пишите комментарии, что думаете об этом мифе