Найти тему

Интервью с обладателем премии за второе место конкурса научных работ в области химической физики: Комкова Мария Андреевна

Комкова Мария Андреевна
Комкова Мария Андреевна

Комкова Мария Андреевна – обладатель премии за 2 место в рамках конкурса Фонда «Развитие Химической Физики» за научную работу на тему: «Нанозимы «искусственная пероксидаза» на основе берлинской лазури».

Мария – кандидат химических наук, старший научный сотрудник НИЛ электрохимических методов Кафедры аналитической химии Химического факультета МГУ, а также соавтор патента и автор множества статей в ведущих научных журналах.

В этом интервью мы узнали, как может применяться «искусственная пероксидаза» на практике, какие исследования сейчас находятся в поле деятельности Марии, какие знаковые события она бы отметила на своем научном пути и что бы посоветовала будущим ученым. Читайте интервью ниже.

1. Расскажите, пожалуйста, в каких сферах медицины (или возможно не только медицины) может быть использован синтезированный вами нанозим «искусственная пероксидаза» и какие новые возможности открывает его применение?

Разработанная «искусственная пероксидаза» на основе берлинской лазури за счет огромного числа активных центров на поверхности и в объеме частицы катализатора превосходит природный фермент по активности на несколько порядков величины. Помимо высокой активности, синтезированный катализатор стабилен и прост в использовании: «искусственная пероксидаза» может храниться при комнатной температуре годами и использоваться в широком диапазоне значений рН и температур. Такие наночастицы возможно применять в качестве меток для иммуно- и ДНК-сенсоров. При этом их высокая электрокаталитическая активность делает возможной электрохимическую регистрацию сигнала – а значит, обеспечивает портативность и компактность анализаторов ДНК, которые теперь могут быть использованы у постели больного.

Разработанные нанозимы также могут быть использованы в биосенсорах на основе ферментов оксидаз. В противовес катализаторам на основе платины, наноматериалы на основе берлинской лазури наиболее эффективны при низких потенциалах. Как результат, разработанные на основе «искусственной пероксидазы» электрохимические сенсоры и биосенсоры (в том числе типа «энзим-нанозим») позволяют высокоточно детектировать метаболиты даже в многокомпонентных биологических образцах. Такие биосенсоры мы адаптируем для непрерывного мониторинга метаболитов в поте в рамках создания новых устройств для неинвазивной диагностики диабета и гипоксии.

2. Что находится в фокусе вашей научной деятельности прямо сейчас? Исследованием какого вопроса вы занимаетесь, какие новые статьи и работы ожидаются в ближайшем будущем?

Проводимые исследования сегодня приобретают прикладной характер. Так, мы тестируем пригодность электрохимических ДНК-сенсоров для детекции онкомаркеров в крови. Статья по этой тематике опубликована совсем недавно.

С другой стороны, активно ведутся работы по тестированию нательных электроанализаторов пота. Для работы таких устройств мы не только используем новые сенсорные покрытия на основе нанозимов, но и предлагаем новые режимы регистрации сигнала, которые позволяют на несколько порядков величины увеличить чувствительность сенсора, а также снизить зависимость сигнала от скорости потока пота, изменение которой может быть связано как с функцией потения, так и с активным движением. Статья по этой тематике готовится к публикации.

3. Какой день или событие на вашем научном пути запомнился вам больше всего? Стал переломным, знаковым, самым ярким или необычным.

На научном пути были и взлеты, и падения. Наверное, оценить это в полной мере можно только ретроспективно, завершив этот путь. Думаю, что мою научную жизнь предопределили сначала поступление в хорошую школу (СУНЦ МГУ), затем – поступление в Университет на факультет наук о материалах и распределение в лабораторию, где я работаю с первого курса и до сих пор.

4. Что с высоты собственного опыта вы бы пожелали студентам, будущим ученым, кто сейчас только начинает свою деятельность в науке? Есть ли какие-то универсальные советы?

Мой опыт не так высок. Но думаю, что надо рисковать, делать, браться за неподъемные вещи. Вернуться к размеренной посредственной жизни можно всегда, а вот наверстать упущенное в молодости, наверное, практически невозможно.