Заботливой матерью Кати, Сергея и Кости предстала актриса в фильме «Дом, в котором я живу». В её исполнении Клавдия Кондратьева получилась настолько убедительной, что даже зарубежные критики писали: «У Валентины Телегиной лицо всех матерей мира, всех времён и народов». Её экранные поварихи, характерные птичницы и санитарки, бойкие доярки и торговки горели на работе и бежали домой, к своей большой семье. Валентине Телегиной отлично удавалось материнство на экране. А в личной жизни отношения с единственной дочерью складывались непросто...
Родившаяся в 1915 году в Новочеркасске в семье донских казаков, Валентина все школьные годы провела в кружке художественной самодеятельности. После окончания десятилетки смогла поступить в Ленинграде сразу на второй курс института сценического искусства. Во время учёбы в вузе посещала актёрскую мастерскую молодого режиссёра Сергея Герасимова. 19-летней получила эпизодическую роль в его комедии «Люблю ли тебя?».
Получив в 1937 актёрский диплом, долго ждала значимых ролей, играя партизанок, дружинниц, соседок.
До 1940 года служила в Театре им. Ленсовета, а потом перешла в театр Балтфлота, с артистами которого прошла всю войну, где не только давала концерты для солдат, но и выхаживала раненых, варила еду, ездила добывать продукты.
После окончания войны актриса переехала в Москву, была зачислена в штат киностудии им. Горького и принята в труппу Театра киноактёра. Она продолжила сниматься в кино, и хоть роли по-прежнему предлагали второстепенные, их всегда было много. Валентина отлично вживалась в образы своих героинь, с ней любили работать режиссёры, а зрители полюбили актрису за искренность, самоотдачу, исходящее от неё тепло, душевную щедрость. Телегина даже в крохотной роли была украшением фильма.
Валентина Петровна очень любила свою работу, соглашалась на любые роли, единственное, на что её приходилось уговаривать – отрицательные персонажи, не нравилось ей воплощать такие образы. Но она понимала, что работа есть работа, да и конфликтовать не хотелось, поэтому играла, что давали.
Она никому не признавалась, что помешало ей создать семью - такая плотная занятость или личное нежелание? Недостатка в ухажёрах у актрисы никогда не было.
Валентина решилась на материнство почти в 40 лет. Но своё назначение видела в том, чтобы обеспечивать дочь всем необходимым, чтобы её Наденька ни в чём не нуждалась. А потому постоянно работала, часто и надолго оставляя девочку без материнского тепла и участия.
Она рано отдала девочку в ясли, потом в садик на пятидневку, а когда Надя пошла в школу, просила приглядывать за ней соседок. Дочь рано связалась с дурной компанией, начала курить, пить, а потом и вовсе ушла из дому. Попытки Валентины Петровны наставить девочку на путь истинный не давали результата, а лишь заканчивались ссорами. После очередного скандала они совсем перестали общаться и видеться.
Валентина Петровна в интервью никогда не рассказывала о своей жизни. Наверное, потому, что единственной радостью в ней была работа.
Младшего брата во время войны угнали в Германию, определили в немецкую разведшколу, после окончания которой он долгое время жил и работал под чужими данными в ФРГ. В 1957 году он каким-то образом вернулся на родину, но не принял существующие порядки и постоянно высмеивал их, чем очень огорчал патриотические чувства сестры. Родственная связь постепенно растворилась во взаимном непонимании.
Валентина Петровна всегда мечтала сниматься в кино до последнего вздоха. Её мечта осуществилась: последняя картина с её участием «Завтрак на траве», где она сыграла повара пионерлагеря Тётю Пашу, появился на экранах в 1979 году, за несколько месяцев до её смерти. Тогда женщинв страдала от сахарного диабета, астмы, сердечных приступов, отёков ног...
В тот момент и произошло её примирение с дочерью. Надежда ухаживала за Валентиной Петровной в последние её дни, а после похорон обменяла квартиру матери на ветхий домик в деревне и переехала туда. Говорили, что потом пропила его и остаток дней провела в доме престарелых. А про маму говорила: