Найти тему

Русский Турек. Пётр Саввич Зайцев.

Зайцев Пётр Саввич наш родственник по моей бабушке Бушковой (Зайцевой) Наталье Максимовне (1888-1968).
Когда бабушки не стало, отец продал наш дом по ул. Коопертивная, 61 Петру Саввичу по-свойски. Мы уже жили в Саратове. Сейчас П.С. живёт в Москве у дочери Марины.
Как написала мне Марина, её брат купил участок и построил дом рядом с нашим на месте малинника.

Из работы Воробьевой Т.А. История церкви Святого Духа села Русский Турек Уржумского района, 2003, стр. 29-31 , http://turek-shkola.narod.ru/Zerkov.htm

Воспоминания Зайцева П.С. о себе и о работе по переустройству уже приспособленной церкви под клуб в 60-е годы.

1. Зайцев Петр Саввич, родился в селе Русский Турек в 1935 году. В 2003 году проживает на улице Кооперативной, женат.
Отец турекский, из дома, который стоял на месте изгиба улицы Кооперативной ( кочерга, дом Батиных ). Мать из Шорино. Учиться пошел в 9 лет, окончил 7 классов, школа была семилетняя.
В 1959 году взяли учеником киномеханика. По окончании испытательного срока стал мотористом ( киноустановки работали от мотора «УД-2» ). Специальность моториста получил еще до 1959 года, когда работал поселке Водном, около Медведка Нолинского района. С 1967 года стал киномехаником, окончив курсы в городе Кирове. Проработал
киномехаником до пожара в 1993 году. Ушел по безработице, потом вышел на пенсию, сейчас пенсионер.
В 1990 году сдал на 1 категорию киномеханика. К 100 – летию со дня рождения В.И. Ленина награжден юбилейной медалью. Имеет звание и медаль « Ветеран труда».
Первоначально в Русском Туреке не было стационарной киноустановки. Ездила передвижка из села Шурма. Ею заведовали супруги Холкины. Она киномеханик, он крутил динамомашину.
В конце 50-х годов появилась своя киноустановка. Петр Саввич работать начал с Коптяевым Василием Алексеевичем ( старший киномеханик. Родился в Камайково ) и Бердинских Владимиром Васильевичем ( помощник киномеханника, родился в Р. Туреке).
В начале 60-х годов после получения широкоформатного ( широкопленочного ) аппарата стали менять экран, потребовалось перестройка всего помещения.
Поэтому Зайцев П.С., Коптяев В.А, и Бердинских В.В. стали сами перестраивать уже приспособленную церковь под клуб и устанавливать новую киноаппаратуру.
Они прорубили новую дополнительные двери, убрали некоторые окна, сделали новый пристрой с северной и южной стороны, построили блочную киноаппаратную на месте церковного крыльца, перекрыли крышу, убрав все купола и главки, протянули необходимые провода. Тогда – то церковь навсегда потеряла свой церковный вид. С оставшихся окон сняли решетки. Убрали еще оставшиеся, но уже почти развалившиеся кресты.
Центральный , основной вход был со стороны села, то есть с запада. Вход вообще был единственный. Крыльцо было каменное, но навес над ним был на деревянных столбах. Крыша навеса двускатная, как и вся церковь, крыта оцинкованным железом, на коньке навеса стоял небольшой крестик.
Ступенек было несколько, но они были широкие, невысокие, то есть вход был очень плавным.
С крыльца попадал в небольшой коридор, который образовался между двумя самостоятельными помещениями и входом в церковь, подведенными под одну крышу, в центре на которой располагались главки, увенчанные крестом.
Левая комната называлась сторожкой. В ней жили сторожа, уборщицы хранили свой инвентарь, было одно окно на реку Туреченку. Правая пристройка тоже имела свое назначение, но в наше время в ней хранились музыкальные инструменты, сидела там заведующая. У нее тоже было окно в сторону заготзерно. Ну а в старое время в этой комнате может быть хранили какую – то церковную утварь, использовали для служебных нужд. Обе комнаты были рубленые, вполне самостоятельные, выход у обеих был в коридор.
Коридор от помещения церкви отделяли ворота : деревянные, двухстворчатые, очень большие – во весь проем коридора. Каждая створка была обшита досками с обеих сторон, поэтому вороту были теплыми. В них были сделаны маленькие двери, в которые ходили люди, когда ворота были закрытыми.
Церковный зал был достаточно велик, был поделен двумя арками, третья арка находилась непосредственно на входе у ворот. В зале было по 5 окон с каждой стороны.
Алтарь имел два окна. Пол был каменный. Имелась западня, через которую из алтаря по подземному ходу можно было выйти к дому священника на берег реки Туреченки.
В церкви был деревянный пол. Потолок был из однореза. Весь потолок имел толщину 1 метр 30 сантиметров – 1 метр 40 сантиметров. Такая толщина создалась из нескольких слоев кирпича, посыпанного песком, потом снова был кирпич и песок.
Отапливалась церковь одной печью, которая располагалась под полом на месте ворот. Печь была очень большой; верхняя часть печи использовалась как опора для пола церкви. На нее был насыпан песок, уложены плиты, для них использовали белый камень – опоку. Пол на входе был таким образом несгораемым и теплым.
От печи вдоль стен под полом шли специально выложенные воздуховоды. Теплый воздух поступал в зал церкви через специальные столбы, выложенные из камня, но расположенные около арок у стен, поэтому столбы ( люди их называли калориферы ) не бросались в глаза и никому не мешали. Всего в зале их было 6 штук. Воздуховоды тянулись до алтаря. Стены были оштукатурены.
Церковь была на фундаменте, но пол от земли располагался невысоко, сантиметров 30 – 40. Церковь была обшита. Со стороны заготзерно был вход в подвал к печи. Над входом был сделан небольшой односкатный навес. Труба от печи выходила на крышу со стороны ХПП и была не очень высокой.
Купол был один. Невысокий, без окон. По ширине он был уже крыши и заканчивался главкой, которая венчалась крестом.

Наш дом в Русском Туреке по Кооперативной, 61.
Наш дом в Русском Туреке по Кооперативной, 61.
Рисунок церкви Святого Духа в Русском Туреке. Потом там был клуб, смотрели кино.
Рисунок церкви Святого Духа в Русском Туреке. Потом там был клуб, смотрели кино.
Моя бабушка Наталья Максимовна.
Моя бабушка Наталья Максимовна.
Моя бабушка Наталья Максимовна.
Моя бабушка Наталья Максимовна.
Моя тётушка Варя. Варвара Моисеевна Шихова (Бушкова).
Моя тётушка Варя. Варвара Моисеевна Шихова (Бушкова).
Моя семья в сборе во дворе сврего дома в Русской Туреке. Слева направо:
1. Это я Бушков Александр Андриянович, р. 1953
2. Бушкова(Меркушева) Екатерина Яковлевна (1927-2011) - моя мама
3. Бушков Николай Андриянович (р.1955) - мой брат
4. Бушкова (Зайцева) Наталья Максимовна (1888-1968) - моя бабушка
5. Бушков Андриян Моисеевич (1926-2010) - мой отец
6. Валя - мамина подружка
7. Мамина подружка
Моя семья в сборе во дворе сврего дома в Русской Туреке. Слева направо: 1. Это я Бушков Александр Андриянович, р. 1953 2. Бушкова(Меркушева) Екатерина Яковлевна (1927-2011) - моя мама 3. Бушков Николай Андриянович (р.1955) - мой брат 4. Бушкова (Зайцева) Наталья Максимовна (1888-1968) - моя бабушка 5. Бушков Андриян Моисеевич (1926-2010) - мой отец 6. Валя - мамина подружка 7. Мамина подружка
Из архива г. Уржум. Похозяйственная книга на моего деда, бабушку.
Из архива г. Уржум. Похозяйственная книга на моего деда, бабушку.
Первый адрес после ссылки деда в 1940 г. - Кооперативная, 24.
Первый адрес после ссылки деда в 1940 г. - Кооперативная, 24.
Второй адрес поле ссылки деда - Кооперативная, 75.
Второй адрес поле ссылки деда - Кооперативная, 75.
Свидетельство жительницы Русского Турека по документам села.
Свидетельство жительницы Русского Турека по документам села.

Мой дед, бабушка, тетушка Варя и мой еще малолетний отец были в ссылке в 1930х годах в Сибири.
Дед там тоже гонял плоты по Енисею. По пути в ссылке жили в Томске, Бийске.
Тётушка Варя даже понмила место жительства в Бийске - недалеко от моста через реку Бия и рядом с базаром.

Батина Людмила Михайловна по телефону говорила мне, что она квартировала после нашего отъезда в Саратов в нашем доме и рассказывала о бабушке.