Привет, друзья! В этой статье вы узнаете о главном сериале этой весны и о том, почему его можно назвать культовым. На повестке дня - "Король и Шут".
К ВВЕДЕНИЮ: Эта статья - продукт совместной работы двух любителей группы "Король и Шут", один из которых - я, обычный обыватель, слушающий хорошую музыку, а другой - Герман, создатель сообщества Musical Garage во Вконтакте, тру-фанат рока и мой хороший приятель. Мы расскажем вам про сериал - приятного чтения!
"Король и Шут" - новый российский сериал об одноимённой группе. Он не является документальным - это панк-сказка о двух друзьях - Горшке и Князе, о их творчестве и тяжёлом, но интересном жизненном пути.
Роли и серии
Стоит, пожалуй, сказать, что я в любом случае буду недоволен своими словами в этой статье, потому что сериал произвёл на меня слишком сильное впечатление, и я никогда не смогу полностью выразить [и уж тем более доступно объяснить] своё восхищение. По этой же причине, к слову, я мало скажу о финале - больно хорош. Зато не могу не упомянуть о двух других сериях, которые в общих чертах показались мне очень сочными - пятая и шестая. Знакомство с жёнами фронтменов - Ольгой и Агатой, ломка Горшка, бандиты, Князь, повредивший руку...ярко, очень ярко. О плохом говорить не хочется, но меня коробили некоторые моменты - начиная с раздевания женщины со странной интонацией в голосе на репетиции TODDa и заканчивая резким минутным возвращением Анфисы в финале [что определённо не портит последнюю серию, но выбивается из общей смысловой нагрузки].
Вот что об этом думает Герман:
Перед тем как начать рассуждать, хотелось бы сказать, что панки по-своему относятся к фильмам или сериалам, снятым на тему истории панк-групп в целом. Именно поэтому заранее прошу отнестись к моей критике с пониманием и неким уважением.
Мне довольно трудно выделить самую лучшую и самую худшую серии, да и вообще считаю это нецелесообразным. Сериал снят с некой хронологией событий группы, поэтому порой что-то может цеплять зрителя, и порой не совсем так, как хотелось бы. Что для меня показалось хорошим, а что плохим? Первые две просмотренные серии оказали на меня огромное впечатление. Они постепенно раскрывали всю личность Горшка и показывали, что такое панк на самом деле. Но, к большому сожалению, дальнейшие серии, вплоть до пятой, скатились в активный показ наркотиков и пьянок. Это всё, конечно, «здорово», но делать на этом явный акцент однозначно не стоило. Пятую серию считаю своим лидером и явным победителем среди всех восьми серий. Эта серия вызвала у меня ощущение хорошего короткометражного фильма. Максимальное погружение в историю группы и личную жизнь Мишани. Скажу честно, я пересмотрел её целых три раза. Плохую серию назвать не могу. Это связано с тем, что всё плохое через время закрывалось чем-то хорошим. Возможно, поэтому плохого и не выделить, да и не хочу.
Готов оспорить мнение о нецелесообразности показа наркотиков и пьянства. Я понимаю, что сильный акцент на пороки может очернить реальную личность Михаила Горшенёва, но, как по мне, стоит иначе воспринимать путь сериального персонажа. Эта грязь - образ, без которого не сложилось бы противостояние Горшка с Шутом [о нём позже] и не получилось бы контрастного "очищения" в финале. Путь героя тернист. Кроме того, некоторые серии настолько визуально и морально контрастировали между собой для зрителя, что на третьей серии я сидел в напряге, мне было эмоционально плохо и грязно, а когда Горшка "отпустило" от ломки в четвёртой, лично я выдохнул вместе с ним. Но это имхо, конечно.
Стоит сказать о хороших актёрах. Не буду в очередной раз восхвалять отличный образ Горшка от Константина Плотникова [хотя актёр несомненно этого заслуживает], а отмечу другие, не менее крутые роли. Я вечно готов удивляться, насколько хорош Евгений Ткачук, сыгравший Шута. Всё, начиная от сложнейшего и яркого грима и заканчивая актёрской игрой, делает из мерзкого, пошлого демона самую запоминающуюся фигуру сериала [пишу эту статью сейчас и пытаюсь скорее добраться до части про Шута, такой он вау, конечно]. Вау-эффект удалось произвести Дарье Мельниковой. Извините, я последний раз видел её в Папиных дочках, и Женя Васнецова - совсем не тоже самое, что Ольга Горшенёва, но как же хорошо она вошла в роль жены Горшка - светлая, преданная, любящая, сильная, нежная. Слава Богу, эта актриса - не заложница одной роли.
В общем, Герман примерно того же мнения:
Отдельно выражаю огромную благодарность всему актерскому составу за проделанную работу. Лучшая мужская роль: возможно, многие со мной не согласятся, но я считаю, что лучше всех себя показал актёр, сыгравший отца Горшка. Серьезность и максимальная схожесть с настоящим отцом Михаила позволила мне сидеть и с открытым ртом наблюдать за работой данного актера. Если говорить о лучшей женской роли, я бы выделил актрису, сыгравшую жену Горшка. Многим она почему-то не понравилась, но лично я увидел в ней некий свет, позволяющий раскрасить все тусклые моменты сериала. Напоследок кратко скажу о том, кто мне вообще не понравился. Этим актером является человек, сыгравший роль Александра Балунова. Не знаю, с чем это связано, но мне было не комфортно наблюдать за некоторыми сценами данного актера.
Согласен, Александр Клюквин, сыгравший отца Миши - настоящий мастер своего дела [отдельная мощь в его голосе. Легендарный актёр дубляжа!]. А на Балу я как-то особо внимания не обращал. Правда плох?
Сюжет и музыка
В сериале две сюжетных линии - история группы и сказочный мир, где Горшок и Князь в мире песен "Короля и Шута", будучи трубадурами, спасают принцессу из лап колдуна. Не мне судить, насколько хорошо была передана история группы в сериале, потому что я мало с ней знаком. В общих чертах мне всё очень понравилось - сюжетная линия стройная, показаны значимые, известные моменты [особенно меня порадовали "кадры с "Нашествия"", конечно], и, хотя какие-то детали особо преданные фанаты группы называют откровенным вымыслом, я всё же склонен верить общему настроению - историю группы передали удачно. Тем более, создание сериала курировал настоящий Князь - без него всё могло быть хуже.
История группы сделана грамотно, поэтому вопросов к этому совсем немного. Меня порадовала хронология событий, ведь с каждой серией она была всё ярче и ярче...
В одной из серий был момент, когда Горшка привезли в наркологическую клинику, в которой огромный лысый мужик неплохо так избил его. Но в дальнейшем происходит резкий поворот событий, и данный товарищ становится ярым фанатом творчества группы. Это один из самых классных моментов за весь сериал.
Мужик в наркологичке крутой, да [правда мне абсолютно непонятен смысл соития врачей на заднем плане в одной из сцен, но это видимо должно было быть забавно]. Но для меня, чем тяжелее и эмоциональнее сцена, тем она лучше [люблю скупую мужскую слезу в три ручья пустить], поэтому среди фаворитов: гер**новая [ну а в друг Дзен не разрешит это слово использовать...] ломка Горшка, примирение Миши и Андрея, и, конечно, шикарный финал, в котором, кстати, уже нашли отсылку на "Достучаться до небес". За сцену с участием настоящего Князя - отдельное спасибо!)
...Если говорить о сказочном мире, то порой меня он конкретно путал и сбивал с толку. Но с дальнейшим просмотром я привык к нему. Интересно даже как-то получилось.
Ну тут я с Германом не совсем согласен. Одно верно - правда интересно. Шикарная сюжетная линия, которая отлично вписывается в концепцию сериала, связывается с реальным миром, не вредя реальной истории [как же хорошо они придумали превратить колдуна в Шута] и при этом отдельно существует как полноценная сказка с классическим сюжетом спасения принцессы. Тут бы я отдельно выделил образ Бессмертного Оборотня Медведя - костюм потрясающий. К слову, именно благодаря второй сюжетной линии у сериала счастливый конец.
Сказочный мир сериала состоит из отсылок на популярные песни группы. Я заметил "Лесника", "Ели мясо мужики", "Медведя", "Внезапную голову", "Куклу колдуна", "Дурака и молнию"... и вроде что-то ещё, но не буду больше грузить вас и так знакомыми названиями. За саундтреки переживать, к счастью, тоже не пришлось. Я, как неискушённый слушатель, открыл для себя новые, теперь любимые песни: "Утренний рассвет", "Северный флот" и "Воспоминания о былой любви". Герман, как фанат знающий, ждал чуть больших тонкостей:
За свою деятельность группа «Король и Шут» выпустила очень много классных песен. Я считаю, что в сериале упомянуто очень многое, но я не увидел среди этого «Невесту палача», «Запрет отца», ну и, пусть будет, «Исповедь вампира».
А отсылки на какие песни хотели увидеть в сериале вы?
"Слушай, а ты лихо прожил. Ты молодец, мой Горшочек". Шут и король Шутов - преодоление себя.
Сериал является художественным, поэтому сцены с шутом сняты довольно красиво и прикольно. Но иногда хотелось просто посмотреть на биографию Михаила и историю группы. Поэтому я считаю, что без Шута сериал получился бы более сосредоточенным и явно высоко оцененным.
И вот тут я готов ворваться в комнату осуждения Шута с ружьём и устроить настоящий панк-рок. Герман, ну как так? В, казалось бы, пошлый, отвратительный глюк Горшка, представший перед ним в облике эмблемы группы, вложено так много смысла. Сплошной символизм!
- Шут = Горшок. Не бейте, только его часть. Этот образ - эго Михаила Горшенёва [сериального персонажа!!!], низменный призрак, возвышающий Горшка над другими людьми, превращающий его в большого ребёнка, готового никого не слушать, обижаться, считать себя истинно правым. С другой стороны, Шут может быть искусителем, который давит на эго, отдельно существующее в самом Мише.
- Шут -искуситель. Ветхозаветный персонаж - дьявол, змей. Самоубийство, на которое, во имя панк-рока и великого бессмертия, до последнего подначивает Шут Горшка, является смертным грехом в христианстве. Я не хочу сейчас углубляться в религию, но в этом нет необходимости, потому что образ змея-искусителя уже давно плотно вошёл в массовую культуру. Шут играет на главных страстях героя - алкоголе, наркотиках, желании обессмертиться. И всё это просто чтобы Миша умер в страшных муках. Никакой благой цели, каким бы ангелом-хранителем он себя не называл...
- Вот ещё на размышление о шутах в целом. Нашёл на просторах Интернета: "Архетип шута – это агония души, неспособной отличить добро от зла, правду от лжи и способной только смеяться, в первую очередь над собой. Смех шута – это смех человека посмотревшего в сломанное «квазизеркало» и увидевшего свое духовное уродство." [Что-то навевает, не?]
Отстранимся от смыслов, которые я себе надумал, и обратимся непосредственно к противостоянию. Очень ярко показано как изменения в самом персонаже влияют на облик Шута. Он очень плотный, резвый и страшный в начале сериала, когда у Миши сильные проблемы с наркотиками и алкоголем, а желание обессмертиться - чуть ли не главная цель; поедающий ворон и как возможно измывающийся над персонажем. Зато ближе к концу Шут незаметно пропадает с радаров, появляясь в финале лишь былой тенью того дьявола, каким был раньше. Миша отказался от громкой смерти, захотев побыть с семьёй и другом ещё чуть-чуть, а Шут от этого, не оставляя попыток сломить Горшка, разваливался, блевал и страдал. Мы видим нестандартный сюжет, в котором добро побеждает, но погибает вместе со злом, проводив его до последнего причала.
Итог. Краткая оценка.
Буду действительно немногословен. 10 из 10, достойная работа о достойных людях.
Герман?
Я поставлю данному сериалу жирную 7-ерку. Теперь буду ждать фильм по творчеству Егора Летова. Надеюсь, дождусь)
Понравился ли вам сериал? Что особенно запомнилось? Подписывайтесь и делитесь мнением в комментариях!
Пост подготовлен в рамках авторского проекта "Культурная Россия" при поддержке сообщества "Musical Garage". Больше моего творчества в telegram-канале и группе ВК "Голос Киры".