Лица, помнящие рабочую молодость, проведенную в Советском Союзе, без особой радости вспоминают, как и на чем приходилось добираться до фабрики и завода. Действительно, тогдашние городские автобусы трудно назвать комфортными средствами передвижения. Но тот транспорт, при помощи которого сельские жители ездили в поля и на фермы даже по сравнению с гортранспортом не выдерживал никакой критики.
КаВЗ-685
Специалисты Курганского автозавода взяли капотную часть от ГАЗ-53, что дало транспорту легко узнаваемую форму. Салон автобуса имел 21 пассажирское место, из-за шасси грузовика пассажиров на сельских дорогах трясло нещадно, а печка зимой явно не справлялась с функцией обогрева.
Дверь салона не имела автоматического открытия, потолки были низкие, зато мотор ЗМЗ имел 115-120 л. с., что давало возможность ездить по весенним грунтовым дорогам. А экономия топлива в СССР мало кому интересна была. Выпускали КаВЗ-685 с 1971 по 1993 гг.
ПАЗ-672
Этот трудяга сельских дорог выпускался Павловским автозаводом с 1967 по 1989 гг. Он был предназначен для автобусных рейсов пригородного направления с относительно небольшим потоком пассажиров. Имелась и полноприводная версия для полного бездорожья.
За основу были взяты грузовые автомобили ГАЗ-52 и ГАЗ-53, от которых позаимствовали ходовую часть, двигатель поставили ЗМЗ в 115 л. с. Ширмовые двери каждую зиму выплескивали полный негатив в виде жестокого ветродуя, трясло пассажиров нещадно, а удержаться на заднем сидении при езде даже по небольшим кочкам мог только прирожденный эквилибрист. Зато летом автобус превращался в душную парилку.
Кубань Г-1
Это чудо советского автопрома выпускалось с 1967 по 1993 годы Краснодарским механическим заводом. В народе автобус прозвали "бурбухайка", и грохотал он при движении весьма изрядно.
То же шасси от ГАЗ-52 или ГАЗ-53 делало его весьма тряским, печка работала плохо. На таких автобусах колесили передвижные музеи и библиотеки по деревням, они же нередко использовались как автолавка. Хватало и пассажирских Кубаней на 21 человека.
ПАЗ-3205
Этот автобус начал выпускаться в Павловске в 1989 году, он пришел на смену ПАЗ-672. Сейчас этих автобусов в России насчитывается свыше 125 тыс., увидеть можно практически в любом регионе.
ПАЗ-3205 имеет 23 пассажирских места, и с успехом используется в качестве большой маршрутки. Сильная тряска и слабые тормоза его визитная карточка. Выпуск продолжается и в наши дни.