На одной из площадок форума «Взлетай!» в Уфе обсудили вопросы создания единого образовательного пространства через внедрение в учебный процесс федеральных основных общеобразовательных программ. Участниками дискуссии стали руководители муниципальных органов управления образованием, методических служб, директора школ. Эксперты рассказали им о значимости формирования единых подходов к изучению учебных дисциплин, ресурсах которые помогут в этом педагогам. Участники получили возможность осмыслить полученную информацию в формате деловой игры, где им предстояло подготовить и презентовать проекты перехода на федеральные общеобразовательные стандарты.
Формирование единого образовательного пространства в стране – задача, поставленная перед российскими школами на федеральном уровне. Такое образовательное пространство предполагает внедрение единых стандартов, единых подходов к содержанию образования и систем оценки. Важность единого подхода на примере изучения истории в школе проиллюстрировала начальник отдела государственной политики в сфере общего образования минобрнауки Башкирии Жанна Миникеева. В 2021 году по поручению Министерства просвещения РФ проведен мониторинг рабочих программ педагогов по истории. Были проверены 2523 программы в 79 субъектах РФ, как выяснилось, 66,9% из них не соответствуют примерной программе. Несмотря на действие федерального государственного образовательного стандарта и наличие примерных рабочих программ, произошла «утеря» тем, связанных с изучением значимых исторических событий Великой Отечественной войны. Подобное несоответствие приводит к нарушению преемственности в обучении, неравному доступу к качественному образованию, мешает внедрению в учебный процесс лучших практик.
«Между тем, история - предмет, формирующий мировоззрение и гражданскую позицию молодого человека», - подчеркнула Жанна Миникеева.
Сейчас созданы все условия, для того, чтобы учитель, независимо от того, где он находится – в городе или селе, мог качественно преподавать ученикам свой предмет. В стране действуют обновленные стандарты начального и основного общего образования и среднего общего образования (с изменениями), три федеральные основные образовательные программы (по всем уровням образования). Содержательное обеспечение включает 100 рабочих программ по учебным предметам с 1 по 11 класс и 12 программ внеурочной деятельности.
Эти материалы доступны на портале «Единое содержание общего образования». Таким образом, для педагога разработаны готовые инструменты, которые остается лишь применить на практике, они удобны и избавляют педагогов от лишней нагрузки. Помимо обеспечения единообразия в изучении учебных предметов, использование вышеназванных инструментов позволит учителю добиться продуктивности урока.
О возможностях портала «Единое содержание общего образования» участникам обсуждения напомнила проректор Института развития образования РБ Ксения Габдрахманова.
На портале в свободном доступе для педагогов размещены примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана, методические видеоуроки, учебные пособия, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС, ссылки на записи онлайн-мероприятий. Портал дает учителю доступ к банку программ, возможность самостоятельно создавать рабочие программы по учебным предметам с помощью онлайн-конструктора, дополнять их информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
Интерфейс портала простой и интуитивно понятный, для использования всех его возможностей необходима регистрация. Помимо прикладного назначения, портал позволяет всегда быть в курсе новостей сферы образования знакомиться с лучшими методическими практиками.
После выступлений спикеров, участники приступили к практической работе в формате своеобразного «конструкторского бюро». Они разделились на три группы. Первая – «инженеры-проектировщики» - объединила управленцев сферы образования, которые разрабатывали алгоритм перехода школ муниципалитета на федеральные образовательные программы. Вторая группа – «архитекторы учебных планов», выстраивала планы основного общего и среднего общего образования. Третья группа – «планировщики средств обучения», занималась подбором оптимальных средств: учебников, пособий и др. По итогам обсуждения каждая команда разработала и защитила свой проект, в этом им помогали эксперты. Такая форма взаимодействия позволила управленцам и методистам получить ответ на важные вопросы, касающиеся перехода на единые образовательные программы. Они получили необходимые знания и компетенции, которые помогут выстроить эффективную работу на местах.
Напомним, V республиканский форум школьного образования «Взлетай!» посвящен Году педагога и наставника. Как ранее сообщал «Башинформ», впервые форум «Взлетай!» прошел в 2019 году по инициативе Главы Башкирии Радия Хабирова. На нынешнем форуме представители педагогического сообщества обсудили целый спектр актуальных вопросов, в числе которых: цифровая трансформация образовательных учреждений, кадровое обеспечение отрасли, организация воспитательной работы и др.