Вопрос:
Как определить грань между осуждением и простым разговором?
Ну грань-то очень сложная, потому что мы говорим редко только про себя и про собеседника. Когда вот есть ты, есть собеседник, то обычно кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.
И он значит говорит:
«Голубушка, как хороша, какие перышки, какие глазки».
Хвалят друг друга, а кости моют тому, кого нет, то есть третьему. Следовательно, если мы говорим друг с другом, то нужно сокращать количество разговоров о тех, кого здесь нет, потому что видимо здесь есть место для того, чтобы помыть им кости.
Даже есть такой журналистский стандарт: не говорить о том, кого здесь нет, потому что он не может защищаться. То есть если бы он был здесь, он бы сказал бы слово в свою защиту, а так, мы ругаем кого-то, то это нехорошо.
Это хороший стандарт, стандарт вполне, так сказать, духовный, связанный с таким правильным мировоззрением. Ну и просто нужно следить за собой, потому что можно разговаривать не осуждая.
Осуждение конечно оно такое юркое, ты в дверь, оно — в окно. То есть оно залазит в любые разговоры. Поэтому если мы хотим положить хранение устам своим, то нужно просто здесь включать внимание в разговоре.
Еще знаете, есть люди, которые не могут разговаривать не осуждая. Встречаюсь я с тобой и, например, ты или я говорим:
«Вот ты знаешь, он то, она то».
Как будто не о чем больше поговорить, кроме как сплетни разносить. И для многих это единственная форма разговора: поговорить о чужих грехах, о чужих покупках и чужих замужествах и разводах.
Тут конечно стоит еще поменьше общаться с такими людьми, у которых вот такая речевая деятельность. То есть у них грязное сердце, как бы помойка такая у них на языке, вечная помойка. Лучше как бы так подалее от них держаться.
Есть же много прекрасных тем. Вот англичане по скудости ума и по невозможности выбрать про погоду говорят постоянно. Они мешают ложечкой чай, стараясь не задевать края, говорят:
«Сегодня погода удивительно прекрасна».
Другой тоже мешает ложечкой и говорит:
«Да, я нахожу, что вы правы и что погода на удивление хороша».
Вот они об этом говорить могут полчаса. Это в общем-то такой недалёкий, но в общем-то выход. То есть давайте не будем говорить про смерть, про религию, про политику, про чужие грехи.
Ну ладно, хоть это конечно невысокого пошиба пример, но все-таки они чего-то там говорят, нельзя просто молчать, они что-то говорят. Но чтобы не грешить, говорят про погоду.
Ну и вы про погоду говорите.
«А ты знаешь, Вася Дусе изменил»?
Да какая мне разница? Вася Дусе. Или Дуся Васе. Какая мне разница? Даже можно резко пресекать:
«Да не морочь мне голову, я тебя умоляю».
Вот если так вот, несколько грубовато пресекать подобную болтовню при желании, то есть если у вас нет желания осуждать, вам как-то Господь Бог подскажет всякие такие словесные ходы, чтобы вы просто уходили на полезные разговоры или прекращали разговор вообще.
А иначе, конечно, простой разговор очень близок к осуждению. И здесь это все мы знаем, то есть нам всегда это тяжело чувствовать и из этих тисков выпутываться.
Читайте еще: