Греко-римские описания Египта, от историй Геродота до сатир Ювенала, подчеркивают увлечение египтян зооморфными и зооантропоморфными божествами.
Археологические находки мумий животных — часто в больших подземных галереях, содержащих десятки тысяч индивидуально "упакованных" образцов — являются вещественными доказательствами этой интересной религиозной практики. Мумии животных, как и их человеческие аналоги, являются частью “экзотики” Древнего Египта, но современный научный анализ, наряду с переводом древних документов, может выявить более приземленные аспекты этих ритуалов...
Практика захоронения мумий священных животных в больших количествах является явлением, ставшим популярным на позднем этапе египетской истории, 664 г. до н.э. – 300 г. н.э.. Посетитель египетского храма мог приобрести мумифицированное животное, которое "представляло" это божество, например, ибиса для бога Тота. Финансируя надлежащие ритуалы для умершего животного и его погребения, верующий получал "ходатая" пред лицем бога.
Однако, промышленный масштаб производства мумий животных предсказуемо привел к видам экономической эксплуатации, которые, иначе как мошенничеством, назвать нельзя!
Текст времен правления Птолемея VI (около 150 г. до н.э.), написанный жрецом Тота по имени Хор, описывает скандал, связанный с мумиями ибиса в Саккаре. Хор обнаружил, что одно тело ибиса было разделено на несколько полноценных "пакетов" с мумиями и помещено в отдельные горшки, что позволило персоналу храма продать одну птицу несколько раз. Хор раскрывает эту коррупционную схему и вводит в действие новое правило: “один бог (то есть птица ибис), один горшок”!
Опыт богобоязненного Хора не был изолированным — тщательно и красиво "упакованные" мумии животных иногда включают в себя ни что иное, как набор случайных костей и куски дешёвого наполнителя.