О том, что солиста Nirvana больше нет, мне сообщила сестра. Эту печальную новость сказали по радио. Позднее я узнал, что Курту на тот момент едва исполнилось 27, таким образом, в знаменитом клубе рок-покойников прибыло. Ну, а что я? Я продолжал собирать музыку этой теперь уже по-настоящему культовой группы.
Очень быстро после рокового апреля в продаже появился концерт “Unplugged In New York”, записанный в студии MTV в ноябре 1993 года.
До этого о его существовании я ничего не знал. Различные песни с того легендарного концерта по ТВ начали крутить позже. Nirvana звучала здесь непривычно. Тихие аранжировки известных песен впечатлили. Другие песни, которые там исполнялись - меня удивили и да, наверное, тоже понравились.
На видеокассете продавалась укороченная версия концерта из 12 песен. Там не было песни Oh, me и, по-моему, все той же невезучей Something in the way. Вообще, я всегда удивлялся: вот что в головах у людей, которые выбрасывают песни при издании концертов? Ведь это же фанатская история, а фанаты всегда хотят увидеть и услышать всё!
И как же я радовался, когда уже через много лет мне удалось посмотреть полную, uncut-версию того выступления! Вплоть до сцены, когда Курт проходит по залу и раздает автографы, репетиции, сыгранной на скорую руку прямо на сцене и шуточных запилов уже во время концерта - вроде вступления к In Bloom и Alabama song.
И что еще поразило. Курт во время того концерта был собран, умиротворен, находился, что называется, в форме. Учитывая кавардак, сопровождавший подготовку той телесъемки (до дня выступления группа, которая не привыкла играть в акустике, провела лишь пару неудачных репетиций), а также разговоры о тяжких проблемах Курта с наркотиками, концерт был сыгран блестяще. Чтобы было, с чем сравнивать, можно посмотреть MTV Unplugged группы Alice in Chains (1996). Остановленный Лейн Стейли там попросту забывает слова…
Следующей по списку купленных мной записей был сборник синглов, каверов, би-сайдов и live-версий 1992 года Incesticide.
И снова Nirvana звучала иначе. Тут была несомненно великая песня Aneurysm и просто мощные поп-хиты типа Molly’s Lips, Been a Son, Son of a Gun. Все эти вещи могли бы выстрелить и в каких-нибудь диско-версиях. Курт сам оформлял обложку Incesticide. Мак на ней намекает на борьбу Кобейна с героиновой зависимостью.
И, наконец, важнейшим открытием для меня стал финальный альбом Nirvana - In Utero (1993), приобретенный мной все в том же 1994-м и тоже на кассете.
Эта, самая авангардная запись коллектива, изначально должна была носить название “Я ненавижу себя и хочу умереть” - по названию не вошедшей туда песни.
Группа сняла рекламный ролик к этому альбому, который лучше не смотреть при детях и во время еды.
Что могу сказать об этой записи? Ряд песен там сырые настолько, что, казалось, были придуманы и записаны сходу. Именно так звучат Scentless Apprentice, Milk It, Radio Friendly Unit Shifter, не говоря уже о бонусе Gallons of Rubbing Alcohol Flow Through the Strip - просто записанном экспромте.
На пластинке два ярких хита - это Heart-Shaped Box и Rape Me. Наряду с прозвучавшей также на Unplugged “прощальной” All Apologies именно их полюбили до сих пор крутят рок-радиостанции.
Из оставшихся нескольких треков мне по нраву Tourette’s. Для меня это песня-загадка, потому что проигрыш в ней явно навеян балканскими мотивами.
Учитывая, что басист группы Новоселич - сын эмигрантов-хорватов, да и Nirvana один раз даже выступала в Любляне, такой мелодический ход, думаю, случайным не был. Мне так и представлялось афтер-пати после концерта, где Кобейн вдруг услышал что-то такое аутентичное в исполнении местных артистов.