Найти тему
16,8K подписчиков

Кочевое образование в ЯНАО

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще?

Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они? Очевидно, в нашем быстро меняющемся мире с огромными массивами информации — правы.

Но скажите эту «правильную правду» той матери, у которой забирают её шестилетнего ребёнка на девять месяцев в школу-интернат. Посмотрите в глаза этому ребёнку. Думаю, сомнений у вас больше не будет.

Обучающаяся по системе кочевого образования (полустационарная модель, Школа Анны Неркаги, стойбище Земля надежды)
Обучающаяся по системе кочевого образования (полустационарная модель, Школа Анны Неркаги, стойбище Земля надежды)

На относительно низкие результаты обучающихся в системе кочевого образования влияет ряд внешних причин: низкий уровень мотивации при поступлении в школу-интернат, после того, как шестилетнего ребенка отрывают от матери и от привычной среды на девять месяцев, трудности адаптационного периода, низкий уровень развития психических процессов в отрыве от традиционного образа жизни. В условиях же кочевья ребёнок остаётся с родителями, и традиционный уклад жизни оказывает основное влияние на формирование экологического мировоззрения и сохранение культуры оленеводов и рыбаков.

Сам региональный образовательный проект «Кочевое образование» (аналоги — «Кочевая школа», «Кочевое обучение») на территории ЯНАО внедряется с 2010 года, и на сегодняшний день выражен восемнадцатью моделями кочевого образования (восемнадцать кочевых практик).

Фрагмент из схемы моделей кочевого образования в ЯНАО (см. «Атлас кочевого образования в ЯНАО»)
Фрагмент из схемы моделей кочевого образования в ЯНАО (см. «Атлас кочевого образования в ЯНАО»)

Представленные модели неоднократно описывались в научной, педагогической и публицистической литературе, поэтому приведём здесь только самые интересные.

Этношкола ненецкой писательницы Анны Неркаги

В школе Анны Неркаги (Приуральский район, д. Лаборовая, фактория Земля надежды) обучение детей осуществляется по уникальным авторским этнокультурным программам внеурочной деятельности Анны Павловны Неркаги, известной ненецкой писательницы, которая создала в тундре школу духовно-нравственного развития для детей-сирот.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-4
Школа Анны Неркаги, полустационарная модель на стойбище (фактории) Земля надежды (Приуральский район)
Школа Анны Неркаги, полустационарная модель на стойбище (фактории) Земля надежды (Приуральский район)

Содержание данной воспитательной программы учитывает семейно-родовые традиции и традиционные занятия, культуру тундрового населения (оленеводство, рыболовство, собирательство), и направлено на подготовку обучающихся к жизни в экстремальных условиях Севера, воспитывает адекватное природо-, этно- и культуросообразное поведение в окружающей природной и социальной среде.

Знаменитая ненецкая писательница и педагог Анна Неркаги проводит этнокультурные занятия в кочевой школе на стойбище Земля надежды
Знаменитая ненецкая писательница и педагог Анна Неркаги проводит этнокультурные занятия в кочевой школе на стойбище Земля надежды

Кроме того, образовательная среда Школы Анны Неркаги реализует сразу три модели кочевого образования: стационарную (в д. Лаборовая), полустационарную (на стойбище «Земля надежды») и кочевую (на стойбищах оленеводов Байдаратской тундры).

Стационарная — дети учатся в школе Анны Неркаги и проживают в семьях родственников в д.Лаборовая.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-7
Стационарная модель кочевого образования (д. Лаборовая, Приуральский район)
Стационарная модель кочевого образования (д. Лаборовая, Приуральский район)

Полустационарная — дети учатся в школе на стойбище Земля надежды, которое полностью соответствует традиционному образу жизни тундровиков: классы для занятий этническим трудом в стиле «юрты», учебный класс, домики для педагогов. Обучение мальчиков и девочек проходит по раздельному принципу в специальных чумах (национальная особенность северных народов). Есть учебное оленье стадо.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-9
Полустационарная модель кочевого образования (стойбище\фактория Земля надежды, Приуральский район)
Полустационарная модель кочевого образования (стойбище\фактория Земля надежды, Приуральский район)

Кочевая — кочевой учитель выезжает по месту жительства детей в чум.

Кочевая модель кочевого образования (оленеводческое стойбище в Байдаратской тундре, Приуральский район)
Кочевая модель кочевого образования (оленеводческое стойбище в Байдаратской тундре, Приуральский район)

Дистанционное кочевое образование в ЯНАО: новый тренд

Ещё одна из моделей (практик) кочевого образования — «Мультифакторный образовательный узел «Паюта»: Центр доступного образования», в основе которого лежит дистанционное сопровождение семейного образования в условиях кочевья. Реализуется с декабря 2013 г., когда в Приуральском районе установили два дистанционных электромодуля на фактории Паюта и на фактории «Земля надежды».

Целью дистанционного кочевого образования в ЯНАО является создание «образовательного центра (узла)» (кочевого модуля) на месте ближайшей концентрации кочевого населения (на факториях, по принципу этностойбища), который предполагает обеспечение всего спектра образовательных потребностей, а также социализацию граждан, ведущих кочевой образ жизни.

На сегодняшний день мультифакторный образовательный узел «Паюта» состоит из комплекса двух зданий: консультационного центра «Тундровичок» и кочевого модуля, подключённых к автономному дизель-генератору, который обеспечивает тепло (электрообогреватели) и свет, возможность подключения аудио-, видео- и компьютерной техники.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-12
Электромодули для дистанционного кочевого образования в ЯНАО
Электромодули для дистанционного кочевого образования в ЯНАО

Следует отметить, что Приуральский район для реализации данного проекта был выбран по причине того, что он является одним из крупнейших районов ЯНАО, где половина населения относится к категории «малочисленные народы Севера», и почти 68% из них ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Выбор фактории Паюта объясняется большим количеством семей, традиционно кочующих в районе фактории Паюта, через которую проходит Северный коридор каслания оленей (совхоз Байдарацкий, частные оленеводы, стойбища которых расположены в районе Байдараты, реки Щучья и т. п., 47 стойбищ, 103 семьи, из них: дошкольников — 66 человек, школьников — 92 человека). Такая плотность тундрового населения обусловлена ещё и тем, что на фактории Паюта находится современный убойно-перерабатывающий комплекс «Паюта» с холодильным отделением и загоном для оленей, фельдшерско-акушерский пункт, магазин-пекарня «Энзор-Яха», а также «Центр социального обслуживания населения» для стариков и инвалидов коренной национальности, с условиями проживания, максимально приближенными к традиционным.

Вторая фактория, этностойбище «Земля надежды», была выбрана в связи с тем, что там с 2010 г. достаточно эффективно реализуются ещё три модели кочевого образования по оригинальной авторской методике Анны Неркаги (стационарная, полустационарная и кочевая). Фактория обслуживает 47 кочевых семей (235 человек).

Модуль должен был стать учебным классом (уроки, лабораторные работы, внеурочные занятия) и базовым ресурсным центром для кочевых педагогов (обновление методического портфеля, комплектация учебников и учебных пособий, подготовка лабораторного оборудования, раздаточного материала). Однако вариант с эксплуатацией дистанционного модуля на фактории «Земля надежды» не получил поддержки местного населения и кочевых педагогов, так как даже для непродолжительной эксплуатации модуля тратился двухдневный запас дизельного топлива, и такой перерасход на собрании общины был признан нецелесообразным. Поэтому все ноутбуки и интерактивное оборудование были перенесены в обычную школьную юрту

Урок в форме дистанционного кочевого образования на фактории «Земля надежды», Приуральский район ЯНАО
Урок в форме дистанционного кочевого образования на фактории «Земля надежды», Приуральский район ЯНАО

На фактории Паюта консультационный центр «Тундровичок» (для сопровождения дошкольного и начального общего образования) имеет спортивный уголок, игровую комнату, которая оборудована необходимой мебелью, развивающими играми, игрушками и материалами для познавательной деятельности детей. В целях соблюдения гостеприимных традиций кочевого народа в Центре предусмотрена гостиная и кухня.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-15
Консультационный центр «Тундровичок» для дошкольного образования на фактории Паюта (ЯНАО)
Консультационный центр «Тундровичок» для дошкольного образования на фактории Паюта (ЯНАО)

Модульный комплекс «Кочевая начальная школа» включает автоматическое рабочее место учителя, двенадцать автоматизированных рабочих мест учеников, объединённых в одну локальную интернет-сеть, тележку-сумку для централизованного хранения и зарядки компьютерной техники, оборудование для аудиовизуального просмотра учебных материалов и курсов, оборудование для фото и видеосъёмки, учебно-методические комплекты, мебель. Данная система образования позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого. Кроме того, она даёт возможность повышения качества и интенсификации обучения. Каждый родитель получает возможность самостоятельно определять сроки получения образования для своих детей.

Работа педагогов на фактории Паюта осуществляется по вахтовому методу, с проживанием в Центре (для этого созданы комфортные условия). Штатное расписание рассчитано на двух воспитателей и двух учителей начальной школы. На одного из педагогов возлагаются функции методиста (составление графика учебного процесса, разработка рабочих программ, проведение мониторинговых исследований и т. п.). По запросу тундрового населения в Центр приглашаются психолог, логопед, социальный педагог, другие специалисты. При необходимости проводятся выездные заседания муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. Рабочая смена специалистов составляет две недели.

В настоящее время на территории ЯНАО заключён государственный контракт на предоставление услуги доступа к интернету уже на трёх факториях:

1. Фактория Паюта — модульный комплекс «Кочевая школа» кочевого консультационного центра «Тундровичок», Приуральский район, ж/д станция Паюта (188 км ж/д Обская — Бованенково), координаты 67°59'13" с.ш. 68°30'30" в.д.;

2. Этностойбище «Земля надежды» — помещение учебного класса, Приуральский район, координаты 67°41'59" с.ш. 67°07'44" в.д.;

3. Фактория Юрибей — модульный комплекс кочевой группы кратковременного пребывания, Тазовский район, координаты 71°02'12'' с.ш. 76°57'39'' в.д. Все перечисленные фактории — потенциальные инновационные площадки для реализации модели дистанционного кочевого образования.

Экологическое воспитание в кочевом образовании ЯНАО

На сегодняшний день изменения в области биоразнообразия, стремительная потеря видов, загрязнение окружающей среды и другие глобальные экологические проблемы привлекли внимание общественности, но должного отклика не получили: в социуме продолжается воспитание человека-потребителя, который стремится к личному комфорту, а свою экологическую позицию, как правило, выражает фрагментарным участием в таких акциях, как сдача использованных батареек или поход в магазин с сумкой из ткани. При этом сегодняшний человек-потребитель остается очень далёк от реальных проблем природы.

В этой ситуации возможно заимствовать воспитательную экологическую систему у кочевых малочисленных народов, которые ещё не утратили связи с природой, могут выживать в экстремальных условиях, умеют психологически противостоять депрессиям и стрессам.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-17
Экологическое воспитание в оленеводческой культуре (ЯНАО)
Экологическое воспитание в оленеводческой культуре (ЯНАО)

Анализ критериев воспитательной работы показал ярко выраженный интегративный характер, который соединяет природоведческие, обществоведческие, исторические и этнические знания, тем самым даёт обучающемуся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в полной гармонии с природой, подчиняясь её законам, а также жизни и труду в экстремальных условиях Севера.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-19
Кочевое образование: слева — в оленеводческой бригаде № 19 (Ямальский район), справа — у оленеводов-частников Байдаратской тундры (Приуральский район, ЯНАО)
Кочевое образование: слева — в оленеводческой бригаде № 19 (Ямальский район), справа — у оленеводов-частников Байдаратской тундры (Приуральский район, ЯНАО)

Особенностью кочевой воспитательной системы, в отличие от традиционной общешкольной, является подготовка ребенка к жизни не в замкнутом пространстве («капсуле») комфорта, а «…в безграничном царстве природы, вплоть до тундровых и океанских просторов…». На этой концепции происходит становление у ребенка современной экологической, этнической картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни своего народа, природы и общества, формируются личностные качества этнически культурного человека, как гражданина мира — доброта, терпимость, толерантность, ответственность.

Модель традиционного кочевого экологического воспитания, реализуемая на территории Приуральского района ЯНАО¹.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-21
Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-22
Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-23

Примечания:

1. любопытно, что в системе «кочевое образование» у ненцев активно используются некоторые народные вариации разработанных и активно пропагандируемых гарвардскими учеными кейс-методов (ground breaking cases, unstructured cases). Данная информация требует дополнительного изучения. Кроме того, кочевая образовательная и воспитательная система во многом соответствует Белл-Ланкастерской системе обучения;

2. модель содержит только специфичные экологические умения и навыки, т.к.  общеэкологические, такие как знание народных сказок, легенд, игры и т.д., не отличаются от общешкольной воспитательной системы по ФГОС.

Система экологического воспитания ребенка в условиях кочевого образования с самого раннего детства способствует формированию необходимых для выживания знаний, умений и навыков, а к подростковому возрасту он уже практически не уступает взрослым.

Эффективность эколого-воспитательной работы в системе кочевого образования

Здесь будут интересны результаты некоторых наблюдений в ходе научно-методического эксперимента, проведённого автором этой статьи в 2017 году на этностойбище «Земля надежды». Была создана единая команда из педагогов гимназии города Лабытнанги (три учителя) и кочевых учителей этностойбища Приуральского района (три учителя), а также смешанная команда из гимназистов (восемь учеников 5−8 кл.) и кочевых обучающихся (семь учеников 4−6 кл.).

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-24
Результаты научно-методического эксперимента по изучению эффективности кочевого экологического воспитания, реализуемого на территории Приуральского района ЯНАО
Результаты научно-методического эксперимента по изучению эффективности кочевого экологического воспитания, реализуемого на территории Приуральского района ЯНАО

В ходе эксперимента были проведены практико-ориентированные занятия по биологии, географии, физической культуре и этнокультурным практикам, а также обыгран ряд бытовых ситуаций и ролей. Оказалось, что городские дети были абсолютно не подготовлены к такой жизни, не обладали не только специальными навыками (разжечь печку, привезти дров, набрать из озера чистой воды, испечь лепешки на огне), но часто затруднялись даже помыть посуду в тазу. А ведь дети были подобраны одинаковые по возрасту и интересам, среди гимназистов двое также были приёмными. Зато кочевые дети спокойно выполняли все эти обычные бытовые действия. Более того, в то время, пока девочки из кочевой школы готовили обед, а мальчики носили воду и дрова, гимназисты играли во дворе, и даже не подумали помочь сверстникам. И напротив, воспитанники кочевой школы во всём помогали, всё объясняли своим городским ровесникам.

Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще? Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они?-26
Результаты научно-методического эксперимента по изучению эффективности кочевого экологического воспитания, реализуемого на территории Приуральского района ЯНАО
Результаты научно-методического эксперимента по изучению эффективности кочевого экологического воспитания, реализуемого на территории Приуральского района ЯНАО

Таким образом, жизнь в комфортной городской среде и отрыв от природы лишают детей знания элементарных бытовых навыков выживания, воспитывают индивидуалистов. И напротив, воспитание в условиях кочевого образования способствует формированию нравственной личности с экологическим мировоззрением.

Автор надеется, что проект «Кочевое образование» не утратит своей
актуальности для коренных жителей ЯНАО и будет продолжен!

***

Автор:
Е.Н. Моргун, к.б.н., ведущий научный сотрудник сектора биоразнообразия ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Салехард (Россия).

Фотографии Е.Н. Моргун.