Кочевое образование. Что это? Нужно ли оно вообще?
Многие считают, что это недообразование, фрагментарное образование, и что оно в принципе не нужно. Правы ли они? Очевидно, в нашем быстро меняющемся мире с огромными массивами информации — правы.
Но скажите эту «правильную правду» той матери, у которой забирают её шестилетнего ребёнка на девять месяцев в школу-интернат. Посмотрите в глаза этому ребёнку. Думаю, сомнений у вас больше не будет.
На относительно низкие результаты обучающихся в системе кочевого образования влияет ряд внешних причин: низкий уровень мотивации при поступлении в школу-интернат, после того, как шестилетнего ребенка отрывают от матери и от привычной среды на девять месяцев, трудности адаптационного периода, низкий уровень развития психических процессов в отрыве от традиционного образа жизни. В условиях же кочевья ребёнок остаётся с родителями, и традиционный уклад жизни оказывает основное влияние на формирование экологического мировоззрения и сохранение культуры оленеводов и рыбаков.
Сам региональный образовательный проект «Кочевое образование» (аналоги — «Кочевая школа», «Кочевое обучение») на территории ЯНАО внедряется с 2010 года, и на сегодняшний день выражен восемнадцатью моделями кочевого образования (восемнадцать кочевых практик).
Представленные модели неоднократно описывались в научной, педагогической и публицистической литературе, поэтому приведём здесь только самые интересные.
Этношкола ненецкой писательницы Анны Неркаги
В школе Анны Неркаги (Приуральский район, д. Лаборовая, фактория Земля надежды) обучение детей осуществляется по уникальным авторским этнокультурным программам внеурочной деятельности Анны Павловны Неркаги, известной ненецкой писательницы, которая создала в тундре школу духовно-нравственного развития для детей-сирот.
Содержание данной воспитательной программы учитывает семейно-родовые традиции и традиционные занятия, культуру тундрового населения (оленеводство, рыболовство, собирательство), и направлено на подготовку обучающихся к жизни в экстремальных условиях Севера, воспитывает адекватное природо-, этно- и культуросообразное поведение в окружающей природной и социальной среде.
Кроме того, образовательная среда Школы Анны Неркаги реализует сразу три модели кочевого образования: стационарную (в д. Лаборовая), полустационарную (на стойбище «Земля надежды») и кочевую (на стойбищах оленеводов Байдаратской тундры).
Стационарная — дети учатся в школе Анны Неркаги и проживают в семьях родственников в д.Лаборовая.
Полустационарная — дети учатся в школе на стойбище Земля надежды, которое полностью соответствует традиционному образу жизни тундровиков: классы для занятий этническим трудом в стиле «юрты», учебный класс, домики для педагогов. Обучение мальчиков и девочек проходит по раздельному принципу в специальных чумах (национальная особенность северных народов). Есть учебное оленье стадо.
Кочевая — кочевой учитель выезжает по месту жительства детей в чум.
Дистанционное кочевое образование в ЯНАО: новый тренд
Ещё одна из моделей (практик) кочевого образования — «Мультифакторный образовательный узел «Паюта»: Центр доступного образования», в основе которого лежит дистанционное сопровождение семейного образования в условиях кочевья. Реализуется с декабря 2013 г., когда в Приуральском районе установили два дистанционных электромодуля на фактории Паюта и на фактории «Земля надежды».
Целью дистанционного кочевого образования в ЯНАО является создание «образовательного центра (узла)» (кочевого модуля) на месте ближайшей концентрации кочевого населения (на факториях, по принципу этностойбища), который предполагает обеспечение всего спектра образовательных потребностей, а также социализацию граждан, ведущих кочевой образ жизни.
На сегодняшний день мультифакторный образовательный узел «Паюта» состоит из комплекса двух зданий: консультационного центра «Тундровичок» и кочевого модуля, подключённых к автономному дизель-генератору, который обеспечивает тепло (электрообогреватели) и свет, возможность подключения аудио-, видео- и компьютерной техники.
Следует отметить, что Приуральский район для реализации данного проекта был выбран по причине того, что он является одним из крупнейших районов ЯНАО, где половина населения относится к категории «малочисленные народы Севера», и почти 68% из них ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Выбор фактории Паюта объясняется большим количеством семей, традиционно кочующих в районе фактории Паюта, через которую проходит Северный коридор каслания оленей (совхоз Байдарацкий, частные оленеводы, стойбища которых расположены в районе Байдараты, реки Щучья и т. п., 47 стойбищ, 103 семьи, из них: дошкольников — 66 человек, школьников — 92 человека). Такая плотность тундрового населения обусловлена ещё и тем, что на фактории Паюта находится современный убойно-перерабатывающий комплекс «Паюта» с холодильным отделением и загоном для оленей, фельдшерско-акушерский пункт, магазин-пекарня «Энзор-Яха», а также «Центр социального обслуживания населения» для стариков и инвалидов коренной национальности, с условиями проживания, максимально приближенными к традиционным.
Вторая фактория, этностойбище «Земля надежды», была выбрана в связи с тем, что там с 2010 г. достаточно эффективно реализуются ещё три модели кочевого образования по оригинальной авторской методике Анны Неркаги (стационарная, полустационарная и кочевая). Фактория обслуживает 47 кочевых семей (235 человек).
Модуль должен был стать учебным классом (уроки, лабораторные работы, внеурочные занятия) и базовым ресурсным центром для кочевых педагогов (обновление методического портфеля, комплектация учебников и учебных пособий, подготовка лабораторного оборудования, раздаточного материала). Однако вариант с эксплуатацией дистанционного модуля на фактории «Земля надежды» не получил поддержки местного населения и кочевых педагогов, так как даже для непродолжительной эксплуатации модуля тратился двухдневный запас дизельного топлива, и такой перерасход на собрании общины был признан нецелесообразным. Поэтому все ноутбуки и интерактивное оборудование были перенесены в обычную школьную юрту
На фактории Паюта консультационный центр «Тундровичок» (для сопровождения дошкольного и начального общего образования) имеет спортивный уголок, игровую комнату, которая оборудована необходимой мебелью, развивающими играми, игрушками и материалами для познавательной деятельности детей. В целях соблюдения гостеприимных традиций кочевого народа в Центре предусмотрена гостиная и кухня.
Модульный комплекс «Кочевая начальная школа» включает автоматическое рабочее место учителя, двенадцать автоматизированных рабочих мест учеников, объединённых в одну локальную интернет-сеть, тележку-сумку для централизованного хранения и зарядки компьютерной техники, оборудование для аудиовизуального просмотра учебных материалов и курсов, оборудование для фото и видеосъёмки, учебно-методические комплекты, мебель. Данная система образования позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого. Кроме того, она даёт возможность повышения качества и интенсификации обучения. Каждый родитель получает возможность самостоятельно определять сроки получения образования для своих детей.
Работа педагогов на фактории Паюта осуществляется по вахтовому методу, с проживанием в Центре (для этого созданы комфортные условия). Штатное расписание рассчитано на двух воспитателей и двух учителей начальной школы. На одного из педагогов возлагаются функции методиста (составление графика учебного процесса, разработка рабочих программ, проведение мониторинговых исследований и т. п.). По запросу тундрового населения в Центр приглашаются психолог, логопед, социальный педагог, другие специалисты. При необходимости проводятся выездные заседания муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. Рабочая смена специалистов составляет две недели.
В настоящее время на территории ЯНАО заключён государственный контракт на предоставление услуги доступа к интернету уже на трёх факториях:
1. Фактория Паюта — модульный комплекс «Кочевая школа» кочевого консультационного центра «Тундровичок», Приуральский район, ж/д станция Паюта (188 км ж/д Обская — Бованенково), координаты 67°59'13" с.ш. 68°30'30" в.д.;
2. Этностойбище «Земля надежды» — помещение учебного класса, Приуральский район, координаты 67°41'59" с.ш. 67°07'44" в.д.;
3. Фактория Юрибей — модульный комплекс кочевой группы кратковременного пребывания, Тазовский район, координаты 71°02'12'' с.ш. 76°57'39'' в.д. Все перечисленные фактории — потенциальные инновационные площадки для реализации модели дистанционного кочевого образования.
Экологическое воспитание в кочевом образовании ЯНАО
На сегодняшний день изменения в области биоразнообразия, стремительная потеря видов, загрязнение окружающей среды и другие глобальные экологические проблемы привлекли внимание общественности, но должного отклика не получили: в социуме продолжается воспитание человека-потребителя, который стремится к личному комфорту, а свою экологическую позицию, как правило, выражает фрагментарным участием в таких акциях, как сдача использованных батареек или поход в магазин с сумкой из ткани. При этом сегодняшний человек-потребитель остается очень далёк от реальных проблем природы.
В этой ситуации возможно заимствовать воспитательную экологическую систему у кочевых малочисленных народов, которые ещё не утратили связи с природой, могут выживать в экстремальных условиях, умеют психологически противостоять депрессиям и стрессам.
Анализ критериев воспитательной работы показал ярко выраженный интегративный характер, который соединяет природоведческие, обществоведческие, исторические и этнические знания, тем самым даёт обучающемуся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в полной гармонии с природой, подчиняясь её законам, а также жизни и труду в экстремальных условиях Севера.
Особенностью кочевой воспитательной системы, в отличие от традиционной общешкольной, является подготовка ребенка к жизни не в замкнутом пространстве («капсуле») комфорта, а «…в безграничном царстве природы, вплоть до тундровых и океанских просторов…». На этой концепции происходит становление у ребенка современной экологической, этнической картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни своего народа, природы и общества, формируются личностные качества этнически культурного человека, как гражданина мира — доброта, терпимость, толерантность, ответственность.
Модель традиционного кочевого экологического воспитания, реализуемая на территории Приуральского района ЯНАО¹.
Примечания:
1. любопытно, что в системе «кочевое образование» у ненцев активно используются некоторые народные вариации разработанных и активно пропагандируемых гарвардскими учеными кейс-методов (ground breaking cases, unstructured cases). Данная информация требует дополнительного изучения. Кроме того, кочевая образовательная и воспитательная система во многом соответствует Белл-Ланкастерской системе обучения;
2. модель содержит только специфичные экологические умения и навыки, т.к. общеэкологические, такие как знание народных сказок, легенд, игры и т.д., не отличаются от общешкольной воспитательной системы по ФГОС.
Система экологического воспитания ребенка в условиях кочевого образования с самого раннего детства способствует формированию необходимых для выживания знаний, умений и навыков, а к подростковому возрасту он уже практически не уступает взрослым.
Эффективность эколого-воспитательной работы в системе кочевого образования
Здесь будут интересны результаты некоторых наблюдений в ходе научно-методического эксперимента, проведённого автором этой статьи в 2017 году на этностойбище «Земля надежды». Была создана единая команда из педагогов гимназии города Лабытнанги (три учителя) и кочевых учителей этностойбища Приуральского района (три учителя), а также смешанная команда из гимназистов (восемь учеников 5−8 кл.) и кочевых обучающихся (семь учеников 4−6 кл.).
В ходе эксперимента были проведены практико-ориентированные занятия по биологии, географии, физической культуре и этнокультурным практикам, а также обыгран ряд бытовых ситуаций и ролей. Оказалось, что городские дети были абсолютно не подготовлены к такой жизни, не обладали не только специальными навыками (разжечь печку, привезти дров, набрать из озера чистой воды, испечь лепешки на огне), но часто затруднялись даже помыть посуду в тазу. А ведь дети были подобраны одинаковые по возрасту и интересам, среди гимназистов двое также были приёмными. Зато кочевые дети спокойно выполняли все эти обычные бытовые действия. Более того, в то время, пока девочки из кочевой школы готовили обед, а мальчики носили воду и дрова, гимназисты играли во дворе, и даже не подумали помочь сверстникам. И напротив, воспитанники кочевой школы во всём помогали, всё объясняли своим городским ровесникам.
Таким образом, жизнь в комфортной городской среде и отрыв от природы лишают детей знания элементарных бытовых навыков выживания, воспитывают индивидуалистов. И напротив, воспитание в условиях кочевого образования способствует формированию нравственной личности с экологическим мировоззрением.
Автор надеется, что проект «Кочевое образование» не утратит своей
актуальности для коренных жителей ЯНАО и будет продолжен!
***
Автор: Е.Н. Моргун, к.б.н., ведущий научный сотрудник сектора биоразнообразия ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Салехард (Россия).
Фотографии Е.Н. Моргун.