Найти в Дзене

Лекция «Болонская школа». Картины братьев Карраччи, Франческо Альбани, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени

Святые жены у гроба Христа Аннибале Каррачи. Эрмитаж. Ок. 1600 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D1%91%D0%BD%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D1%83_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0
Святые жены у гроба Христа Аннибале Каррачи. Эрмитаж. Ок. 1600 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D1%91%D0%BD%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D1%83_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

Лекция познакомит с первой в мире системой художественного образования, которая сформировалась в Болонье в 1585 году. Доктрины европейского академизма и принципы работы, которые до сих пор остаются фундаментом художественного образования во всем мире, были сформулированы в болонской мастерской трех братьев Карраччи, которой было дано гордое название «Академия вступивших на правильный путь».

Впервые в истории изобразительного искусства ученики стали ориентироваться не на опыт и художественный метод конкретного учителя – основателя школы-мастерской, а получать разностороннее художественное образование по специально разработанной системе, направленной на изучение лучших образцов мастеров эпохи Возрождения.

-2

Основатель Академии – Лодовико Карраччи – видел вечный идеал красоты в искусстве античности и итальянского Ренессанса, прежде всего, в творчестве Рафаэля. Он поставил целью воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, пришедшее в упадок в эпоху маньеризма.

Лодовико Карраччи был уверен, что единственный путь возродить искусство – это взять от каждого мастера лучшие особенности его письма и соединить их в единое целое для обучения в одном образовательном учреждении. Для воплощения этой идеи он пригласил своих двоюродных братьев Агостино и Аннибале, которые разработали педагогическую систему и методологию, а также написали учебники для преподавания основных предметов Академии. В школе братьев Карраччи преподавались специальные дисциплины: рисунок, живопись, перспектива, анатомия, а также, общеобразовательные предметы, такие как история, мифология, литература.

-3

В искусстве братья Карраччи не искали новых путей; они стремились путем глубокого изучения шедевров старых мастеров усвоить себе все их лучшие качества и путем уравнения противоречий сложить отвлеченный идеал. В результате болонская школа создала теорию совершенного искусства и нормы «обязательные для всех».

Эклектичность художественного идеала болонской Академии подчеркивает и ее лозунг: «Тот, кто хочет стать хорошим живописцем, должен располагать рисунком, унаследованным из Рима, движением и тенями венецианцев, благородным колоритом ломбардской школы. Тот должен владеть силой жизни Микеланджело и чувством природы Тициана, высоким и чистым стилем Корреджо и верной композицией, достойной Рафаэля».

Аннибале Карраччи - Палаццо Фарнезе - Геркулес на распутье - 1595-1596
Аннибале Карраччи - Палаццо Фарнезе - Геркулес на распутье - 1595-1596

Творения мастеров болонской школы – братьев Карраччи, Франческо Альбани, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени – стали эталоном качества для художников и ценителей искусства XVII - XIX веков. Самым впечатляющим творением Болонской школы стала роспись палаццо Фарнезе в Риме, где свод и стены галереи украшает цикл фресок «Любовь богов», выполненный в новой грандиозной манере фресковой живописи.

Лектор – заведующий научно-просветительским отделом РОМИИ Гордеева Лариса Владимировна.

г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60. Тел. 201-39-82, 264-32-49

Сайт музея romii.ru