Найти в Дзене
Маяк Коуза

Финское домино, или Пару слов об итогах парламентских выборов в Финляндии (2023 год)

Оглавление

Не люблю концепцию «чёрного лебедя» за её тотальное отрицание взаимосвязанности событий, но и детерминизм не подходит для описания мира и событий в нём, ибо не всё в этом мире взаимосвязано. И «чёрный лебедь», и детерминизм исключительно упрощенческие модели объяснения мира. Однако произошедшие события последнего года, даже уже больше года, хочется описывать и через «чёрного лебедя», и через детерминизм. В реальности события, явления и процессы намного сложнее и их невозможно описать только через призму одной из этих концепций. Больше года назад случилось событие, изменившее международную политику на ближайшее десятилетие. Не берусь говорить о том, что само по себе 24 февраля было предопределено или это как раз тот самый «чёрный лебедь». Пусть этим занимаются профессиональные футурологи, астрологи и нумерологи. Для меня же интересно понять, почему последние парламентские выборы в Финляндии, которые прошли 2 апреля 2023 года, оказались такими, а также попробовать спрогнозировать конструкцию будущих президентских выборов.

В прошлом году я написал аж шесть статей, посвященных финской политике, но представляют интерес только пять, так как одна статья была посвящена введению института региональных выборов, а это не имеет никакого отношения ни к 24 февраля, ни к международной политике. Если вы не читали, то прочитать можно тут, тут, тут, тут и тут. (ну и вдруг вам интересны региональные выборы в Финляндии, то можно прочитать тут). Если резюмировать данные пять статей, то стоит сказать о том, что 24 февраля изменило финское общество может быть сильнее, чем в других европейских странах. Если на январь 2022 года вопрос о вступлении в НАТО являлся исключительно маргинальным, в том смысле, что находился на периферии общественно-политической дискуссии и продвигался довольно слабо только двумя партиями, то уже после 24 февраля начался рост пронатовских настроений. При том это стало совершенно неожиданным, так как Финляндия долгие десятилетия – после Второй мировой войны – сохраняла военный и политический нейтралитет: она имела хорошие отношения и с Западной Европой, и с Советским Союзом. Политика финского лавирования получила в политической науке отдельный термин – финляндизация. После развала Советского Союза политика финляндизации в целом сохранилась, единственное, что изменилось – Финляндия вступила в Европейский Союз. Вступление в НАТО с самого начала не поддерживалось ни обществом, ни партиями, кроме двух партий, о которых речь пойдёт ниже, так как никакой потребности в членстве в НАТО не было: несмотря на политику лавирования и нейтралитета, Финляндия имела довольно сильную и большую армию по европейским меркам, что позволяло ей даже не задумываться о помощи военного блока. К тому же отношения с Россией остались такими же дружественными, как это было при президенте Урхо Кекконене. Но 24 февраля изменил весь партийный расклад. Партия, находящаяся уже около десяти лет в кризисе, смогла без особых усилий выиграть выборы, которые при прочих равным она не должна была выиграть.

KOK - Национальная коалиция; PS - Истинные финны; SDP - Социал-демократическая партия; KESK - Финский Центр; VIHR - Зелёный Союз; VAS - Левый Союз; RKP - Шведская народная партия; KD - Христианские демократы; LIIK - Движение Сейчас.
KOK - Национальная коалиция; PS - Истинные финны; SDP - Социал-демократическая партия; KESK - Финский Центр; VIHR - Зелёный Союз; VAS - Левый Союз; RKP - Шведская народная партия; KD - Христианские демократы; LIIK - Движение Сейчас.

Итоги парламентских выборов

  • Национальная коалиция (Коалиционная партия) набрала 20,8% и получила 48 мандатов в Эдускунте, что на 10 мандатов больше, чем у неё было.
  • Истинные финны набрали 20,1%, получив 46 мандатов (+7).
  • Социал-демократическая партия набрала 19,9%, получив 43 мандата (+3).
  • Финский Центр (партия Центр) потеряла свои позиции, получив только 11,3% (-2,5%) и 23 мандата (-8).
  • Зелёный Союз также же потерял голоса, получив только 7% (-4,5%) и 13 мандатов (-7).
  • Левый Союз также же потерял голоса, получив 7,1% (-1,1%) и 11 мандатов (-5).
  • Шведская народная партия смогла сохранить за собой 9 мандатов, несмотря на то, что немного потеряла в голосах – 4,3% (-0,2%).
  • Христианские демократы также сохранили мандаты (5 мандатов), но в отличие от Шведской народной партии смогли увеличить поддержку – 4,2% (+0,3%).
  • Движение Сейчас также смогла сохранить за собой 1 мандат (в инфографике Helsingin Sanomat допущена ошибка: Движение получило не +1 мандат, а +0, так как оно было и в прошлом созыве Эдускунты, однако, такое разночтение может быть следствием того, что в прошлом созыве Движение не было зарегистрировано как политическая партия).
  • Последний мандат закреплён за Аландскими островами.

Таким образом, тройка лидеров сохранила свои позиции, как и на парламентских выборах 2019 года, и смогла увеличить электоральную поддержку, остальные партии потеряли и так небольшую поддержку своих избирателей, кроме Шведской народной партии, Христианских демократов и Движения Сейчас. Истинные финны устойчиво сохраняют второе место третие выборы подряд, несмотря на периодические партийные расколы. Партийный состав Эдускунты сохранился – никто из других партий не вошёл в новый созыв.

Почему победа Национальной коалиции была предопределена?

Как я уже писал, победа Национальной коалиции при прочих равных не должна была состояться. Последний раз Национальная коалиция выигрывала парламентские выборы в 2011 году. Тогда был сформирован кабинет Юрки Катайнена, который просуществовал до конца июня 2014 года. Катайнен перешёл работать в Европейскую комиссию комиссаром по финансам. Новым председателем партии стал Александр Стубб, известный своей прозападной позицией. Стубб не смог сохранить электоральную поддержку на парламентских выборах в 2015 году, тогда Национальная коалиция опустилась на третьем место, уступив Финскому Центру и Истинным финнам. На выборах 2019 года ситуация повторилась, только на первом месте уже была Социал-демократическая партия.

Национальная коалиция – одна из старейших партий Финляндии. Она входила во многие кабинеты министров, благодаря договороспособности. За всю историю партии у нее было всего лишь три победы на президентских выборах – Пер Свинхувуд в 1931 году, Юхо Паасикиви в 1946 году и Саули Ниинистё в 2012 году. Между 1946 и 2012 годами президентами становились представители только Финского Центра и Социал-демократической партии и это при том, что Урхо Кекконен (Финский Центр) президентствовал целых 26 лет (с 1956 до 1982 гг.). После долгого президента Кекконена президентами традиционно становились представители Социал-демократической партии. Успешное партийное руководство Юрки Катайнена с 2004 года по 2014 годы улучшило партийный имидж – во многом это, а также политическая нейтральность самого Ниинистё, позволили ему стать президентом. Последний важный результат для партии состоялся в 2018 году, когда Ниинистё не просто смог переизбраться, но умудрился это сделать в первом туре, что для финской политики является исключительно редким событием. Правда, стоит оговориться, что такой исход выборов стал возможен не благодаря Национальной коалиции, а самой фигуры независимого ото всех, выступающего в роли нейтрального на международной арене политика. Победу Ниинистё в 2018 году можно считать последней победой Национальной коалиции, несмотря на его принципиальное дистанцирование от партийной жизни.

На январь 2022 года только две партии выступали за вступление Финляндии в НАТО – Национальная коалиция и близкая к ним Шведская народная партия. К колеблющимся партиям по этому вопросу можно отнести однозначно Движение Сейчас, отколовшееся о Национальной коалиции: в целом партия была против вступления, но готова была голосовать за вступление, если, во-первых, вступит Швеция, во-вторых, в Балтийском регионе случится военно-политический кризис. Финский Центр выступал против вступления, но отмечал важность тесного взаимодействия с НАТО. Остальные партии прямо выступали против вступления в НАТО.

Таким образом, сам вопрос о вступлении до 24 февраля не поднимался финскими политиками, оставаясь всего лишь пунктом в программах двух партий. События, начавшиеся в феврале 2022 года, перевели его из маргинального в мейнстримный. Для Финляндии, которая три раза была вынуждена воевать с Советской Россией и Советским Союзом, вопрос безопасности оставался одним из самых важных. Постсоветская Россия до весны 2014 года не рассматривалась в качестве потенциальной угрозы, напротив, ширилось межгосударственные экономические, политические, культурные программы. Даже после весны 2014 года проекты не были свёрнуты, финское руководство акцентировало и для России, и для Европейского Союза свою нейтральность и миротворческий потенциал, который когда-то был сформирован президентом Марти Ахтисаари.

В таких условиях сложно было бы представить и победу в 2023 году Национальной коалиции, и вступление в НАТО. Финское общество, травмированное до сих пор Зимней войной 1939-1940 годов, испугалось 24 февраля настолько сильно, что социологические службы еле поспевали за скоростью изменения общественного мнения в первую половину 2022 года. Так, в январе 2022 года 51% финнов выступал против вступления в НАТО, а 24% - за вступление. Уже в начале февраля 45% была за вступление. Это было связано с тем, что в конце 2021 года была озвучена идея о вступлении Финляндии в НАТО, причём только о праве Финляндии это сделать. Это происходило на фоне постоянных новостей о передвижения российских войск рядом с границами Украины. В марте уже 54% финнов была за вступление, а к концу марта – 61%.

В этих условиях Национальной коалиции даже не требовалось выстраивать жесткой антироссийской предвыборной кампании. Для финского избирателя эта партия стала единственной, которая давно предлагала вступить в НАТО. Другие партии, несмотря на одобрение в Эдускунте решения о вступлении, не могли активно разыгрывать пронатовскую карту во время выборов, боясь потерять часть ядерного электората, для которого такое решение не является приемлемым. Поэтому Истинные финны, известные своей умеренно-изоляционистской риторикой, не могли, несмотря на свои националистические взгляды, разыграть националистическую историю. Им пришлось занять довольно умеренную позицию, чтобы получить поддержку разных фракций своих сторонников.

Социал-демократической партии было ещё сложнее, так как вступление в НАТО также не было для них программным пунктов, они, скорее, были противниками этого. На лидера Социал-демократической партии и премьер-министра Санна Марин как раз легли переговоры и с НАТО, и с турецко-венгерским вето, которое маячило более полугода. Поэтому проигрыш Социал-демократической партии был ожидаем. Как премьер-министр Марин не могла не вести переговоров, только делала она это в ущерб себе. Но даже в этих ограниченных условиях Социал-демократическая партия смогла немного увеличить электоральную поддержку за счёт других партий.

Кто войдёт в состав нового правительства?

Сейчас одним из самых сложных вопросов является вопрос вхождения в Кабинет Петтери Орпо. Сразу после оглашения результатов он заявил, что готов вести переговоры со всеми парламентскими партиями. Такой политический экуменизм объясняется его желанием скорейшего разрешения экономических проблем, скопившихся за время премьерства Марин, а также возросшего государственного долга. Одной из ключевых целей, им поставленных, является экономический рост финской экономики.

Для начала стоит сказать, кто уже отказался войти в Кабинет Орпо. Зелёный Союз не рассматривает такой возможности из-за, во-первых, сильной потери электоральной поддержки, во-вторых, несогласия с программой Национальной коалиции по вопросам сокращения финансирования образования, скоростью решения климатического кризиса и борьбы с неравенством. Второй партией, отказавшейся войти в правительство, стал Финский Центр. Ещё до финального объявления результатов председатель партии Анника Саарико заявила, что Финский Центр не получил требуемой электоральной поддержки, чтобы войти в состав нового правительства. К тому же Финский Центр оказался во время выборов под критикой секретаря Истинных финнов Арто Луукканена, который назвал «ударом милосердия» победу Истинных финнов над Финским Центром. Практически сразу Луукканен принёс извинения за свои слова, но руководство Истинных финнов осталось им недовольно, речь идёт даже о возможной его отставке.

Сложно сейчас говорить о том, кто же войдёт в новое правительство, но можно выделить несколько возможных составов правительства. Для того, чтобы сформировать коалиционное правительство, требуется не менее 100 мандатов партий, готовых войти в правительство. Также необходимо указать две особенности: во-первых, в ходе предвыборных дебатов Санна Марин как лидер Социал-демократической партии намекнула, что правительство Национальной коалиции и Истинных финнов будет «сине-черным», что в финской политике является прямой отсылкой к движению Sinimusta Liike («Сине-черное движение»), которое часто называют неофашистской. Эта партия появилась вследствие раскола в Истинных финнах. Таким образом, Марин обозначила границы сотрудничества: Социал-демократическая партия не войдёт в правительство, в котором будут Истинные финны. Марин отказалась приносить извинения, аргументировав тем, что не намекала на это движение, а просто обозначила цвета и то, что такая коалиция не будет стремиться к соблюдению прав человека. Во-вторых, Финский Центр несмотря на заявление о своём отказа от вхождения в правительство из-за низких результатов, может всё-таки войти в правительство. На прошлых парламентских выборах была точно такая же ситуация: Финский Центр отказался из-за низких результатов войти в правительство Марин, но в итоге вошёл после переговоров.

Первый сценарий – Национальная коалиция и Истинные финны. В совокупности у них 94 мандата, не хватает для формирования правительства, то есть нужно привлечь партию, у которой есть, как минимум, 6 мандатов. Довольно маловероятный сценарий, так как с Истинными финнами не желают работать в этом созыве никто. Ни Социал-демократическая партия, ни Финский Центр не войдут в такое правительство. Близкая к Национальной коалиции Шведская народная партия уже отказалась войти в правительство, в котором будут Истинные финны.

Второй сценарий – Национальная коалиция, Социал-демократическая партия и Финский Центр. Самый вероятный сценарий. Несмотря на выпад Марин о «сине-черном» правительстве, эти две партии могут мирно сосуществовать в одной коалиции. Но им также не хватает мандатов для формирования двухпартийного правительства. И тут на помощь может прийти Финский Центр, если его удастся убедить. Тем более, такой состав правительства уже существовал: и в Кабинете Катайнена, и в Кабинете Стубба были и Социал-демократическая партия, и Финский Центр. Их дополняли также Шведская народная партия, Левый Союз и Христианские демократы.

Стоит отметить, что Истинные финны, скорее всего, откажутся от участия в правительстве, так как побояться потерять из-за этого поддержку своих избирателей, как это случилось после того, как они впервые вошли в состав правительства Юхи Сипиля. Скорее всего, правительство будет сформировано с какими-то корректировками по второму сценарию, так как представить участие Зеленого Союза и Левого Союза сегодня невозможно. Петтери Орпо уже обозначил, что ключевым вопросом, который он собирается задавать партиям, является вопрос о регулировании государственных финансов. Это затрудняет переговоры и с Социал-демократической партией, и с Левым Союзом. Также можно предположить, что Национальная коалиция будут убеждать Финский Центр войти в правительство, так как без них сложно составить парламентское большинство при любом сценарии.

Таким образом, правительство будет составлено, скорее всего, из Национальной коалиции, Социал-демократической партии, Финского Центра, Шведской народной партии и Христианских демократов. Высока вероятность, что две последние партии или Финский Центр могут не войти в правительство. Сейчас всё зависит от переговоров.

Кто может выиграть президентские выборы?

Президентские выборы пройдут в январе 2024 года. Санна Марин уже объявила о том, что не примет в них участие. Впрочем, в скором времени она собирается уйти в отставку с поста лидера Социал-демократической партии, став рядовым депутатом. Можно предположить, что Национальная коалиция постарается выставить сильного кандидата, чтобы сохранить символически пост президента за своей партией. Истинные финны также имеют возможность выиграть выборы, если уйдут в оппозицию по отношению к правительству Орпо, хотя во втором туре им может противостоять коалиция Социал-демократической партии, Финского Центра и Шведской народной партии – последние две партии могут призвать голосовать за кандидата от Социал-демократической партии. Говорить о персоналиях пока нельзя, ибо партии не провели соответствующие съезды, но однозначно можно говорить о том, что президентские выборы будут сложными и явно в два тура.

____________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на Маяк Коуза в Телеграме, ВКонтакте