Самое страшное, что может случиться с дизельным двигателем - это уход в разнос. Под термином разнос понимается неконтролируемый набор оборотов, который заканчивается заклиниванием двигателя или даже его разрывом. Разнос невозможно остановить выключив зажигание или включив повышенную передачу - мотор всё равно продолжит набирать обороты. Не сработает и отсечка.
Давайте же разберёмся, почему дизельные движки идут в разнос и что делать, если мотор начал неконтролируемо набирать обороты.
Причины разноса турбированного и атмосферного дизельного мотора
У турбодизелей причина номер один - это сверх изношенная турбина, которая настолько сильно начала гнать масло во впуск, что двигатель, по сути, стал жечь его в камере сгорания. Дизельный мотор может работать на масле, правда недолго.
Итак, мотор вместо солярки начинает работать на масле, которое скопилось во впуске и услужливо проталкивается турбиной в цилиндры. Никакая отсечка здесь уже не поможет, так как от форсунок уже ничего не зависит, а зажигания как такового на дизельных моторах нет (топливная смесь воспламеняется не от свечей, а от сжатия).
Двигатель начинает быстро набирать обороты и заканчивается всё в лучшем случае клином, а в худшем - разрывом блока с вылетом шатунов. Поэтому, разнос дизельного мотора, особенно на грузовых автомобилях очень опасен.
Значительно реже причиной разноса может стать заклинивание топливной аппаратуры (топливной рейки, плунжерной пары). В таком случае, форсунки начинают просто неконтролируемо лить топливо. Обороты набираются не так быстро, как на масле, но остановить их отключением зажигания уже не получится. При разносе из-за заклинивания топливной рейки моторы обычно не разрывает, всё заканчивается клином двигателя. Такой вид разноса считается наиболее щадящим, так как времени на его устранение гораздо больше, чем при турбо-масляном разносе. На современных системах Common Rail разнос по причине топливной системы практически полностью исключён.
Атмосферный дизельный мотор тоже запросто может уйти в разнос. Причины две - неисправность в топливной системе, либо же максимально изношенные маслосъёмные кольца на поршне, которые начинают пропускать масло в огромном количестве. Разнос атмосферного дизельного движка в любом случае не такой "жёсткий", как разнос турбированного, но тоже опасен, особенно масляный. Правда, времени на принятие действий у вас будет значительно больше.
Дизель пошёл в разнос - какие действия предпринять?
Здесь нужно разделить процесс на два состояния, когда мотор ещё не успел перегреться и когда его температура уже превысила все мыслимые пороги. Во втором случае остаётся только отойти подальше и ждать, когда мотор сломается, ибо подходить к дизелю в разносе который уже перегрелся - смертельно опасно. Блок может разорвать и его осколки вкупе с горячими жидкостями разлетятся в разные стороны.
Если же разнос только начался, у нас есть немного времени чтобы перекрыть попадание воздуха или масла в движок. Лучше всего перекрывать именно подачу воздуха, дабы не тратить время на поиск причины разноса (времени у нас просто нет).
Идеальный вариант - применение углекислотного огнетушителя прямо во впуск. Он остановит процесс горения в цилиндрах и перекроет доступ кислорода. Если огнетушителя нет - можно просто закрыть подачу воздуха плотной верхней одеждой. Этого будет достаточно. На легковых дизелях и вовсе можно пережать патрубок ведущий на впускной коллектор перед дроссельной заслонкой или же сорвать патрубок ведущий к турбине.
На само деле, остановить процесс разноса очень легко. Главное - не испугаться и перекрыть подачу воздуха очень быстро.
Может ли современный дизельный мотор уйти в разнос?
Для современного и технологичного дизельного мотора уход в разнос практичски невозможен. Современная конструкция Common Rail практически полностью исключает заклинивание подачи топлива, а современные ЭБУ обучены анализировать состояние мотора и в случае рассинхронизации оборотов с педалью газа принудительно закрывают дроссельную заслонку и перекрывают подачу кислорода в цилиндры. Однако и здесь есть нюанс! Электроника защитит мотор от ухода в разнос только в том случае, если в неё никто не лез!
Неправильный чип-тюнинг может привести дизельный мотор к разносу!
Мало того, что «кривая» прошивка может приводить к перегревам мотора, в том числе и локальным. Так ещё и иногда «тюнеры» лезут туда, куда совсем не надо отключая датчик EGT (измеряет температуру на выпуске) и влезая в систему работы педали газа, отключая «безопасность» которая следит за синхронизацией оборотов двигателя и положения педали газа.
Всё это приводит к тому, что электроника не реагирует на неконтролируемое увеличение оборотов и НЕ перекрывает дроссельную заслонку. Тогда даже современный дизельный мотор уверенно и спокойно уходит в разнос.
Поэтому, если решаетесь на вмешательство в работу электроники - доверяйте это профессионалам. От этого может зависеть сохранность вашего автомобиля, а так же ваша безопасность.
Важно отметить, что на легковом автомобиле прервать процесс ухода в разнос значительно легче, чем на грузовом. Достаточно лишь открыть капот и пережать патрубок перед дроссельной заслонкой, либо же сорвать патрубок ведущий от турбины на интеркулер.
Признаки ухода мотора в разнос
Двигатель не уходит в разнос на пустом месте. Для исправного двигателя это и вовсе невозможно.
Предвестником "заканчивающейся" турбины будет плохая тяга и активное дымление, так как турбина уже будет сильно гнать масло во впуск. Если снять патрубки турбины, то мы увидим обильное масляное загрязнение. Естественно, расход масла на угар будет так же выше всяких норм.
Изношенные поршневые кольца так же будут выдавать себя повышенным расходом масла, дымлением из выхлопной трубы при работе двигателя и плохой компрессией, т.к. маслосъёмные кольца всегда изнашиваются вкупе с компрессионными. Мотор будет тяжело заводиться на холодную и заметно потеряет в мощности.
Топливная аппаратура клинит от изобилия охлаждающей жидкости в масле. А это говорит о целом комплексе неисправностей. В масле будет эмульсия, а уровень ОЖ в бачке будет стремительно понижаться.
В общем, исправный дизельный мотор никогда не пойдёт в разнос. Такое состояние возможно исключительно на запущенном моторе в уже находится в крайне ненадлежащем техническом состоянии. Беда дизельного мотора в том, что он даже при очень серьёзных неисправностях будет заводиться и работать. И на нём будут ездить, пытаясь отсрочить его ремонт. Именно такое отношение к технике и привод разносу дизельных силовых агрегатов.
Хорошо обслуженные моторы работают десятками лет и в принципе не подвержены уходу в разнос.