Английский герцог, покоривший сердце французской королевы, каким он был на самом деле? Сегодня мы посмотрим галерею портретов одного из самых красивых политиков Великобритании.
Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем, стал одной из самых ярких личностей XVII века, хотя и умер очень рано. Его образ овеян романтическим флером не только благодаря природной красоте и уму, но в силу яркого впечатления, которое он произвел на всех, кто читал великий роман Александра Дюма. В силу высокого положения нашего героя при английском дворе сохранилось довольно много портретов герцога, но все они относятся к последним годам его жизни.
Будущий герцог Бекингем родился 28 августа 1592 года в небогатой английской семье, отец его рано умер. Мальчик с детства был весьма способным, проявлял таланты в науках, фехтовании и танцах - ему рано стали прочить большое будущее. Хотя семья Джорджа не отличалась благосостоянием, а все же имелись неплохие связи при дворе. В один прекрасный день он попался на глаза королю Якову I, и это решило его судьбу.
Один из наиболее ранних портретов Бекингема принадлежит кисти фламандца Пауля ван Соммера, приехавшего из Антверпена в Лондон и ставшего придворным художником английского короля. Бекингем здесь сильно отличается от других своих портретных образов, но атрибуция пока сохраняется.
Вернемся к герцогу. Придворные интриганы сразу поняли, что юный Джордж понравился королю и стали всячески продвигать его наверх, в надежде сместить графа Сомерсета, предыдущего фаворита Якова. Фаворитизм при европейских королевских дворах был довольно сильно развит во все времена, и это не обязательно было связано с любовными отношениями, скорее с личной преданностью и доверием.
Джорджу Вильерсу всего двадцать с небольшим, а он получает от короля титул за титулом. Он становится сначала виночерпием, затем получает доступ в покои государя, где помогает ему в церемониале, вскоре он - Мастер над лошадьми, что дает ему звание пэра (высший чин английского дворянства). Чем дальше, тем больше титулов: виконт поднимается до графа, затем до маркиза, затем, в 1623 году, и до герцога! Кстати, в какой-то момент оказалось, что он единственный герцог, не являющийся членом королевской семьи.
Джордж Вильерс получает огромные привилегии, он рыцарь Подвязки (самый престижная награда при дворе), участвует во всех ключевых событиях страны, на короткой ноге с наследником престола Карлом. На портрете выше Бекингем как раз изображен с орденом Подвязки на очень пафосной ленте).
На портрете выше Бекингем изображен как лорд Верховный адмирал Англии, этот титул он получил в 1619 году в возрасте 27 лет. Почему называю это "титул" - дело в том, что лорд Верховный адмирал был церемониальным главой Королевского флота (для этого не обязательно было быть военным), что делало его одним из девяти высших сановников в государстве.
Историки делают разные предположения, какой характер носили отношения Бекингема и Якова I. Одни считают, что они были любовниками, поскольку король не раз упоминал, что любит герцога и сохранилась переписка с весьма цветистыми выражениями. Яков называл Бекингема "Стини" - это была отсылка к Святому Стефану, по легенде имевшему ангельское лицо.
На рубенсовском портрете Бекингем изображен в простом наряде без украшений, но какой это портрет! Перед нами весьма приятный мужчина, с изящными чертами лица и умным взглядом - в такого нельзя не влюбиться! Совершенно неудивительно, что Бекингема называли самым красивым мужчиной Англии.
Ряд историков, напротив, уверены, что между королем и герцогом была лишь дружба, поскольку даже заклятые недруги Якова не обвиняют его в гомосексуализме. Но, конечно, слова Бекингема в письмах к Якову вроде "Я хочу жить в мире только ради тебя" и "Я буду жить и умру, любя тебя" заставили многих задуматься.
Между тем, у Бекингема были жена и дети. Он женился на леди Кетрин Меннерс 16 мая 1620 года, в браке у них родилось четверо детей: дочь и три сына. На портрете выше герцог Бекингем сидит, держа за руку свою супругу, а двое его старших детей, Мэри и Джордж, стоят впереди (маленького Джорджа поддерживает служанка). Слева — сестра герцога Сьюзан, графиня Денби, а справа — его овдовевшая мать Мэри Бомонт, графиня Бэкингем, в сопровождении своих младших сыновей. За ними в правой части полотна можно заметить портрет отца.
Однако Бекингем вовсе не был ангелом во плоти. В 1623 году он сопровождал принца Уэльского в Испанию для переговоров о браке с инфантой Марией. Помолвка в итоге не состоялась, и одной из главных причин считают вызывающее поведение и грубость Бекингема (сделано это было намеренно, чтобы сорвать помолвку). Испанский посол даже обратился в английский парламент с просьбой наказать герцога за его действия в Мадриде, но этого не произошло.
Занимая высокие посты, Бекингем обеспечил всю родню, близкую и дальнюю, деньгами и поместьями. Герцог стал баснословно богатым, владел огромными землями в Ирландии, и присваивал себе все больше привилегий. Если король относился к нему с благосклонностью, то популярность при дворе и в народе стремительно падала. Также полагают, что именно Бекингем во многом спровоцировал конфликт короля и парламента.
Рубенс и Бекингем познакомились в 1625 году в Париже. Герцог слыл покровителем искусств и, конечно, заказал большой портрет самому известному мастеру своего времени. К сожалению, картина погибла в ходе пожара в 1949 году, остался только эскиз. В левом нижнем углу изображены Тритон и Наяда, символизирующие владычество герцога над флотом. А в правом верхнем углу изображена аллегория славы. Но тот же Рубенс отмечал высокомерие и капризность герцога и предрекал ему неприятности в будущем.
В Париже герцог был не просто так, а способствовал заключения брака между наследником престола и дочерью французского короля Генриха IV Генриеттой-Марией. На этот раз брачный союз состоялся. Во Франции был сделан и вот этот рисунок:
Бекингем был хорошим придворным, но не слишком удачливым военачальником. Военные конфликты с Испанией и Францией стали провальными, той же Ла Рошели, где окопались протестанты, герцог не смог помочь - Ришелье оставил его с носом. Но личная преданность была для английских королей превыше всего и, несмотря на неудачи, герцог сохранил свое положение при дворе нового короля Карла I.
Список врагов герцога все ширился, парламент несколько раз пытался подвинуть Бекингема с его теплого местечка, но король спасал его и распускал парламент (потом ему это припомнят).
Но король не мог быть постоянно при герцоге. 23 августа 1628 года Бекингем был зарезан солдатом Джоном Фельтоном в Портсмуте. По свидетельству очевидца, виконта Дорчестера:
...Герцог обернулся к Фельтону, произнес только: "Злодей!". Затем он вырвал нож из своей раны и сделал к предателю два или три шага и рухнул замертво.
Фельтон воевал и был ранен в ходе одной из военных кампаний Бекингема, солдат полагал, что герцог несправедливо обошел его вниманием и не повысил по службе. Кстати, народная молва объявила Фельтона чуть ли не героем, так всем надоел к тому моменту красавчик-герцог. Но, несмотря на общественное мнение, убийцу, конечно же, казнили.
Карл I приказал похоронить герцога в часовне Вестминстерского аббатства, которая ранее предназначалась только для лиц королевского происхождения. Герцог был погребен без особых церемоний из-за опасения общественного резонанса. Эффектный памятник на его гробнице был воздвигнут по инициативе жены, и на нем представлены оба супруга, хотя на самом деле жена похоронена в другом месте.
Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем, умер, не дожив несколько дней до своего 36-летия. История и произведения искусства сохранили его для нас вечно молодым.
P.S. Это был третий пост о героях Дюма, первый - про Ришелье вот здесь, и второй - про Анну Австрийскую вот здесь. Следующий будет про Людовика XIII, французского короля, благоволившего к мушкетерам.