Найти в Дзене
RuNews24.ru

«Политическое дно» Макрона: почему поездка лидера Франции в Пекин не удалась

Оглавление

НЕДОГОЛОС ЕВРОПЫ

Как и положено, чиновника высшего ранга принимали в Пекине со всеми почестями и в сопровождении почетного караула около Дома народных собраний на площади Тяньаньмэнь. После торжественной церемонии поднятия флага Макрон и Си пожали друг другу руки и отправились на переговоры.

Позднее состоялась и трехсторонняя встреча: к Си и Макрону присоединилась председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, которую Макрон взял с собой в Пекин. Об этой поездке президент Франции громко заявил, что хочет «быть голосом, который объединяет Европу» по украинскому вопросу, а явление фон дер Ляйен в Китае «подчеркнет последовательность этого подхода».

Поездка Макрона проходит на фоне напряженных событий в обеих странах. Францию штормит от масштабных протестов против пенсионной реформы (на неделе протестующие даже подожгли ресторан La Rotonda, где Макрон в 2017 году праздновал свое президентство). Что касается Си, то он, вероятно, с сожалением наблюдает за исторической поездкой президента Тайваня Цай Инвэнь в США. Напомним, что Китай не признает независимость Тайваня.

УРСУЛА НЕ ПО ПРОТОКОЛУ

Что касается присутствия Урсулы фон дер Ляйен на госвизите президента Франции в Китай, то Макрон заявил, что таким образом он хотел бы «представить Пекину единый голос Евросоюза». Однако это выглядит, как минимум, странно, учитывая и тот факт, что Ляйен неоднократно пыталась критиковать «китайских партнеров» по разным вопросам.

Ну, и к тому же, собственно визит Урсулы – жест весьма неуважительный с точки зрения Пекина. По причине того, что изначально был согласован государственный визит именно Макрона, а не двойной визит Макрона с фон дер Ляйен на пару. Все знают, что китайцы очень щепетильны к политическим тонкостям, в том числе к протоколу, разным международным символам и мелочам, которые, по сути, и не мелочи вовсе.

То есть, у многих и возникло впечатление, что Макрон вполне намеренно пытается сорвать любые договоренностей, которых планирует добиться. А по планам у него был тот самый клин, который надо вбить между Россией и Китаем, строящих прочный союз на фоне тускнеющего Вашингтона, который агрессивно пытается не потерять роль мирового гегемона. Судя по всему, что-то пошло не так.

-2

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ

Полуторачасовые переговоры Макрон назвал «откровенными и конструктивными».

Манеры и стиль двух лидеров заметно различались. Кропотливый и внимательный председатель КНР зачитывал свою речь, которая, судя по всему, серьезно и тщательно готовилась. Во время выступления он смотрел прямо перед собой.

Еще один момент, на который нельзя было не обратить внимание: речь Макрона с налетом неуместной импровизации была примерно в два раза дольше, чем у принимающей стороны. Это еще одна заметная протокольная оплошность, на которую обратили внимание китайцы.

Вместе с этим Си Цзиньпин периодически производил впечатление нетерпеливого и раздраженного слушателя, пока Макрон продолжал говорить. Контраст особенно заметен, если вспоминать теплые приемы с другом Путиным на расстоянии вытянутой руки.

-3

Лидер КНР несколько раз глубоко вздыхал и едва заметно смущался, когда Макрон во время речи обращался к нему напрямую, особенно в момент, когда речь шла «о войне на Украине и их совместной ответственности за поддержание мира».

В своей речи Макрон обратился с призывом к Си открыто осудить "российскую агрессию" против Украины. Но китайский лидер не стал прямо говорить о России в своем выступлении, а тактично упомянул, что Китаю и Франции стоит «возобновить обмены между законодательными органами и военными».

«Китай и Франция должны продолжать... противостоять менталитету холодной войны и блоковой конфронтации, объединяя усилия для решения всех типов глобальных проблем», - заявил Си Цзиньпин.

-4

«РИТОРИЧЕСКАЯ ДРУЖБА» МОСКВЫ И ПЕКИНА

Яблочко раздора во все происходящее попыталась закинуть New York Times, сообщившая о после Китая в ЕС Фу Цуне, который перед встречей с Макроном и Ляйен заявил, что заявление о «безграничной дружбе» между Москвой и Пекином – это не более чем риторический прием.

В Кремле же, комментируя эту публикацию, подчеркнули, что Москва держит ориентир исключительно на содержание и дух контактов лидеров стран Владимира Путина и Си Цзиньпина. «Мы ориентируемся на содержание и дух тех контактов, которые состоялись между президентом Путиным и председателем Си совсем недавно в Москве», - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос, добавив, что «весь контекст» встречи Путина и Си находится в двух заявлениях, принятых по итогам российско-китайских переговоров.

Со своей стороны официальное представительство МИД КНР в ЕС поспешило сделать заявление о том, что The New York Times не совсем верно трактовала заявление Фу Цуна о риторической дружбе России и Китая.

«Статья в The New York Times не в полной мере отражает интервью, которое продолжалось в течение часа», — подчеркнули дипломаты, заявив, что «нет никакого смысла дискутировать о смысле безграничности» дружбы Москвы и Пекина.

-5

ЧТО ПИШУТ СМИ

После встречи Си и Макрона СМИ буквально запестрили публикациями, которые явно были не в пользу Макрона. Так, SCMP, как и многие издания, заявила, что Макрон и другие политики ЕС устремились в Пекин с одной целью: настроить Китай против России через украинский конфликт. Однако авторы статьи утверждают, что успех европейцев маловероятен, поскольку для Си стратегическое партнерство и личные отношения с президентом России Путиным стоят возможных разногласий.

Politico резюмирует, что у Макрона не получилось изменить позицию Си Цзиньпина по поводу конфликта на Украине. Издание отмечает, что на второй день визита лидера Франции председатель КНР вполне ожидаемо заявил, что что «у всех сторон» есть «разумные опасения по поводу безопасности», однако ни разу не намекнул, что намерен использовать свое влияние для окончания конфликта. «Китай готов вместе с Францией обратиться к международному сообществу с призывом оставаться рациональным и спокойным», - заявил Си на пресс-конференции в пекинском Доме народных собраний.

-6

Пожалуй, наиболее критично к визиту Макрона и Ляйен в Китай отнеслось французское издание Marianne, отправившее Францию на дипломатическое «дно». Журнал отмечает, что их президент превратился в активного дипломата, но все его идеи оказались провальными, в том числе пижонское посредничество по Украине. Более того, сегодня Париж не способен быть суверенным в своей внешней политике, так, «как это делал в свое время генерал де Голль».

«Франция давно уже стала «больным человеком Европы». Об этом говорят наши массовые протесты против пенсионной реформы, об этом говорят и наши 3 триллиона евро долга и рекордный дефицит внешней торговли, четверть которого приходится как раз на Китай», – емко описали происходящее авторы публикации.