Найти тему

Откуда в нас личность?

Ответьте сами себе на вопрос - что такое личность? Это ваш образ жизни? Это ваше окружение? Это вы и ваши интересы и увлечения?

У каждого может быть свой собственный ответ и, скорее всего, каждый из них будет верен, так как он именно Ваш. Для меня, личность - это отдельный человек со своими интересами и это та внутренняя составляющая человеческой души, которая на протяжении всей жизни проходит через большой путь изменений и метаморфоз.

И именно тема становления личности для меня сейчас очень актуальна. Так как я являюсь молодым человеком, заканчивающим старшую школу, которому вскоре придется проходить испытания экзаменами и вступительными испытаниями для поступления в высшее учебное заведение. За собой я замечаю изменения - во мне точно что-то да изменилось.

А сейчас подумайте - изменилось ли в вас что-то? Сравните себя сейчас и себя, например, 5 лет назад. Что в вас изменилось? Начали ли вы смотреть на определённые вещи по-другому или же ваше мнение осталось неизменным?

Постарайтесь ответить на эти вопросы честно.

Меня очень заинтересовала эта тема, поэтому я решил более подробно разобраться в этом вопросе с помощью литературы, а уже в ней найти определенное отражение с собой и прикоснуться к пониманию Становления личности через психлдлгию.

Чтобы дать определение понятию Становление личности за основу я решил взять произведения М.А.Булгакова. Почему именно он? На мой взгляд, в его героях есть некая искренность, которая поможет мне лучше понять себя.

За основу я взял два произведения, а точнее цикл рассказов “Записки юного врача” и повесть “Морфий”. Для более объёмного понимания данной темы мной была придумана исследовательская работа - “Становление личности на примере произведений М.А.Булгакова”.

Я определил цель проекта так: Показать изменчивость человека, его мировоззрения, его становление как личности на примере литературных произведений.

Начал я с нахождения определения “Становление личности - это … ”

И для понимания этого определения я проанализировал литературного героя, а точнее его чувства, переживания и обстоятельства, которые, на мой взгляд на него повлияли. Далее будет анализ этих переживаний, а после будет дано объяснение со стороны психологии, дабы приблизить результаты исследования к живому человеку.

  1. Страх -

В рассказе “Полотенце с петухом” автор описал переживания героя. Внутренний монолог молодого врача скорее походит на бред больного с постоянным и неудержимым перебором мыслей, разбавленных междометиями, восклицаниями и вопросами, которые вызывают ещё больший переживаний.

“Я ни в чем не виноват, — думал я упорно и мучительно, — у меня есть диплом, я имею пятнадцать пятерок. Я же предупреждал еще в том большом городе, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: «Освоитесь». Вот тебе и освоитесь. А если грыжу привезут? Объясните, как я с нею освоюсь? И в особенности каково будет себя чувствовать больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете (тут у меня холод по позвоночнику…). А гнойный аппендицит? Га! А дифтерийный круп у деревенских ребят? Когда трахеотомия показана? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо… А… а… роды! Роды-то забыл! Неправильные положения. Что ж я буду делать?...

Статья "The Positive Effects of Fear" (Положительные эффекты страха) описывает, как страх может привести к развитию уверенности в себе и смелости (Friedman & Förster, 2001). Когда люди преодолевают свои страхи и препятствия, появившиеся на пути к какой-либо цели, это может привести к повышению уверенности в себе и самооценки.

2. Одиночество -

“Итак, я остался один. Вокруг меня — ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось: она воет на самом деле” - Всем людям знакомо чувство одиночества, особенно ярко оно ощущается в молодые годы, так как психологическое состояние молодых людей ещё не приняло определённой формы.

Ученые придерживаются позиции, что одиночество является одним из наиболее распространённых психологических переживаний, оказывающих непосредственное влияние на развитие человека. Однако, многие исследования показали, что в определении понятия «Одиночество» отсутствует однозначность. Некоторые учёные считают, что такие обстоятельства лишь деструктивно влияют на человека. Например, Е.В. Неумова рассматривает одиночество как периодически возникающее чувство тревоги и дискомфорта, которые возникают в результате неудовлетворения потребности в межличностных отношениях.

Однако есть другая точка зрения. Например, представители экзистенциального психологического подхода относят одиночество к важнейшему условию для полноценного существования человека, так как оно обеспечивает систему защитных механизмов. Также когнитивный 12 подход придерживается позиции, что одиночество напрямую связано с когнитивными способностями индивида, которые формируются под влиянием опыта. Человек испытывает чувство одиночества, когда он сталкивается с несоответствием между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов. Также и главный герой рассказов М.А.Булгакова встречается с несоответствием мечты и реальности.

3. Эмпатия -

Любопытный в своем рассмотрении эпизод из рассказа “Вьюга”, после того как молодой врач уехал из села Шалометьево от умершей девушки и убитого горем её жениха, попав в настоящий буран, один раз 13 застряв по дороге спустя всё это молодой врач подумал: “Какая ужасная судьба! Как нелепо и страшно жить на свете! Что теперь будет в доме агронома? Даже подумать тошно и тоскливо!” , “Странный звук, тоскливый и злобный, возник где то во мгле, но быстро потух. Почему то неприятно мне стало, и вспомнился конторщик и как он тонко скулил, положив голову на руки”. Эмпатичность именно этого персонажа персонажа очень любопытна по своей натуре, так как он является врачом и чаще всего для людей науки не свойственна такая черта. Так как на это тратится много душевных сил. Но нужно осознавать, что в литературе, а следовательно и в литературном герое соединяется чувственное, философское и обыденное.

Согласно исследованию, проведенному в 2018 году в журнале "Social Cognitive and Affective Neuroscience", эмпатия может иметь положительный эффект на развитие социальных навыков и формирование личности. Ученые провели исследование, в котором участникам показывали фотографии людей с разными эмоциями, и затем измеряли их активность в разных областях мозга. Результаты показали, что люди с более высоким уровнем эмпатии имели большую активность в областях мозга, связанных с социальными навыками и эмоциональным восприятием.

Кроме того, исследование, опубликованное в журнале "Journal of Personality and Social Psychology" в 2014 году, показало, что эмпатия может помочь нам лучше понимать и принимать других людей, что может улучшить наши отношения с ними. Ученые провели исследование, в котором участникам показывали фотографии людей с разными эмоциями, и затем измеряли их уровень эмпатии. Результаты показали, что люди с более высоким уровнем эмпатии были более склонны к пониманию и принятию других людей.

Эмпатия является ключевым аспектом формирования личности, так как помогает развивать социальные навыки, улучшать отношения с другими людьми, и становиться более эмоционально развитыми.

4. Чувство долга и ответственности -

Чувство врачебного долга формирует в молодом человеке ответственность. Понимание отвественности, конечно передалось герою от автора, например: “Михаил Афанасьевич Булгаков. Из письма Н. А. Булгаковой-Земской. Вязьма, 3 октября 1917 г.: Мне на этих днях до 15 зарезу нужно было бы побывать в Москве по своим делам, но я не могу бросить ни на минуту работу и поэтому обращаюсь к тебе с просьбой сделать в Москве кой-что, если тебя не затруднит…”. Булгаков понимал врачебную ответственность перед пациентами, так же и главный герой осознаёт её. Ответственность - важное качество, которое есть в каждом и которое напрямую влияет на личность и на её мировосприятие. Ответственность связана и с эмпатией, то есть ответственностью перед другими. Она связана и со страхами, и с одиночеством , т.е. ответственностью перед самим собой. Это качество влияет на организацию процесса формирования личности.

Проанализировав этот цикл рассказов понял, что на примере данного произведения можно рассмотреть тему становления личности, а именно на примере главного героя. Все его внутренние переживания олицетворяют и показывают совершенствование личности, ее переход от молодой и неопытной души в состояние понимания своего предназначения и места в этом мире. Именно внутренняя работа человека над самим собой сделает из него личность.

-2

Далее в рассмотрение я взял повесть “Морфий”, чтобы понять тему на контрасте - Что такое разрушение личности? и пришли к выводам.

В повести зависимость Полякова в контексте нашей темы можно рассматривать, как акт слабости, надломленности человеческой души, как то, что может произойти с каждым человеком. Уже на данном этапе можно сказать, что разрушение личности начинается с маленькой слабости, с неспособности устоять от натиска проблем внешнего мира (Анализ повести "Морфий" показывает, что зависимость от наркотиков может привести к серьезным нарушениям в психическом и физическом здоровье человека. Наркомания может вызывать такие побочные эффекты, как потеря памяти, нарушение координации движений, галлюцинации и психические расстройства. В результате, личность человека может разрушаться, что приводит к нарушению социальной адаптации и ухудшению качества жизни)

Разрушение личности - это процесс, при котором личность человека теряет свои основные черты и качества, что приводит к нарушению социальной адаптации и ухудшению качества жизни. Это может происходить по многим причинам, например, из-за психических расстройств, наркомании, алкоголизма, травматических событий, депрессии, стресса и других факторов. Разрушение личности может проявляться в разных формах, например, в виде потери самооценки, утраты интересов, социальной изоляции, агрессивного поведения, нарушения эмоциональной регуляции и других симптомов. Кроме того, разрушение личности может привести к трудностям в общении, взаимоотношениях с другими людьми, а также к проблемам в работе и личной жизни.

Важной честью проекта является опрос, который был направлен на то, чтобы выявить у людей мнение по данной теме.

В опросе участвовали люди разного возраста:

• 15 – 18 лет (68,9%)

• 19 – 25 лет (17,8%)

• 25 – 39 лет (2,2%)

• 40 лет и старше (11,1%)

-3

Респондентам были заданы вопросы:

1. Что такое становление личности?

2. Как происходит формирование личности?

3. Что такое разрушение личности?

4. Что может влиять на разрушение личности?

5. Может ли литература помочь сформировать личность? Если может, то как и насколько? (этот вопрос является специальным и напрямую связан с соприкосновением литературы и психологии)

Анализ ответов респондентов

Ниже приведены усреднённые ответы из трёх самых выраженных

опрашиваемых групп.

15 – 18 лет (68,9%) и 19 – 25 лет (17,8%)

• Что такое становление личности ? – это:

- приобретение личностных качеств

- формирование ценностей, своего мнения и позиции

- период, когда происходят определённые события, влияющие на внутренний мир человека

- сепарация, то есть период, когда человек учиться самостоятельной жизни, уход от зоны комфорта

• Как происходит формирование личности?

- На формирование личности влияют отношения в семье, в садике, а после в школе, в колледже или вузе. Большое значение имеет круг общения человека: друзья, родственники.

- Формирование личности происходит во время общения, обучения, потребления информации

- Формирование личности происходит во время общения с другими людьми, чтения художественной литературы, просмотре фильмов и спектаклей, прохождении сюжетных видеоигр

- Через развитие способности мыслить и принимать решения самостоятельно, способности жить одному.

- Через жизненный опыт, различные ситуации, перенимание чужого опыта и поведения. Метод проб и ошибок, преодоление страха.

• Что такое разрушение личности? Что может влиять на разрушение личности?

- разрушение – это нежелание жить дальше; внутреннее разложение, потеря жизненных ориентиров; это внутренняя несвобода; уход от самого себя, т.е. нежелание слушать свои потребности и желания; различные травмы, которые повлияли на человека не в лучшую сторону; неспособность людей противостоять трудностям.

- На разрушение может влиять – характер человека, нежелание что-то изменить, плохое окружение, нежелание разобраться в себе, отдаление от саморазвития и др.

40 лет и старше (11,1%)

• Что такое становление личности ? – это:

Взросление, выработка качеств человека, его характеристик, реакций на мир в целом, процесс социализации человека, прохождение психологических этапов развития.

• Как происходит формирование личности?

Поэтапный процесс, длящийся в течение всей жизни; при получении знаний и опыта; методом проб и ошибок.

• Что такое разрушение личности? Что может влиять на разрушение личности?

- Потеря нравственных ориентиров. Утрата интереса и смысла жизни; внутренняя деградация;

- Разрушение происходит от нежелания человека справляться со своими трудностями , негативного отношения со стороны близких, употребления запрещенных веществ, равнодушия к человеку.

• Может ли литература помочь сформировать личность? Если может, то как и насколько?

На этот вопрос отвечали достаточно неоднозначно. У каждого респондента был свой неповторимый ответ. Некоторые считали, что определённо литература влияет на человека, ведь она формирует мировоззрение и мнение о многих вещах. Некоторые отвечали, что всё абсолютно наоборот.

Итоги опроса: Анализируя ответы стоит сказать, что молодые люди с большим энтузиазмом отвечали на заданные вопросы, приводили в пример собственные истории из жизни, которые иллюстрировали бы ответ. Для молодого поколения становления себя, своего Я чрезвычайно актуальная тема. Однако и люди старшего поколения не отстают – в большинстве своём они ответили, что это становление не заканчивается на определённом возрасте, оно происходит всю жизнь. Такая же ситуацию и с разрушением личности, однако в ответах на 3 и 4 вопросы между поколениями будто бы стёрлась граница – практически все респонденты ответили одинаково на эти вопросы.

ВЫВОДЫ:

Рассматривая произведения М.А.Булгакова можно увидеть своё отражение в его героях. Читая литература, мы находим похожесть с персонажами, которые там представлены.

Стоит повториться, что Тема становления личности останется актуальной всегда, каждый человек на протяжении всей своей жизни будет формироваться и изменяться, потому что такова человеческая природа.

Произведения М.А.Булгакова помогли нам разобраться в заданной теме на конкретном примере юного врача. С помощью этих рассказов мы выяснили, что:

Становление личности - это совокупность чувств, переживания и обстоятельства, трудности, которые окружают человека, тем самым формируя в нём своё собственное "Я", своё мировоззрение. Это кропотливая внутренняя работа человека, когда он начинает понимать себя и соотносить, что он личность и он в обществе.

Разрушение личности - это то процесс, при котором личность человека теряет свои основные черты и качества, что приводит к нарушению социальной адаптации и ухудшению качества жизни. Это может происходить по многим причинам, например, из-за психических расстройств, наркомании, алкоголизма, травматических событий, депрессии, стресса и других факторов.

Согласны ли Вы с результатами исследования? Если у Вас есть мнение на это счёт, то поделитесь им - в этом тоже, отчасти, есть формирование личности.

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой. Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?!- Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто - слишком грустно И только двадцать лет, За то, что мне прямая неизбежность - Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... - Послушайте!- Еще меня любите За то, что я умру.