Андрей Платонов, «Чевенгур» (1928 г.).
Чевенгур – так называется город, где группа коммунистов, вознамерившись совершить мгновенный «прыжок» в коммунизм, организует конец света – «второе пришествие» для местной буржуазии. В результате массового расстрела убиты все жители города. С этого момента, по мнению коммунистов, настает «конец истории» – прежнее остановилось, и наступило блаженное бытие в мире без эксплуатации, в котором единственным работником является солнце. Стремясь населить город новыми людьми, чевенгурцы собирают по степи «пролетариев» – нищих странников. Однако Чевенгурская коммуна гибнет.
Человеческое бытие – в кровавом хаосе революции и гражданской войны… Судьба страны – в осколке судьбы одного человека… Крестный путь нации как жизненный путь невинной жертвы «переломной эпохи».
Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» (1957 г.).
Должны ли никчёмные бездельники существовать за счёт энергичных, волевых предпринимателей? Может ли устоять целая страна, когда толпы нахлебников желают существовать за счёт чужого труда и обосновывают для этого целую систему взглядов? С этими вопросами сталкиваются главные герои романа — «стальной король» Хэнк Реардэн и вице-президент железнодорожной компании Дэгни Таггарт. А тем временем правительство пытается задушить бизнес, общество погружается в апатию и хаос, промышленность приходит в упадок. Есть ли выход из этой ситуации, и кто такой загадочный Джон Галт?
Масштабно обрисованные картины страны, погружающейся в хаос, противостояние рациональности, практичности и бессмысленного разрушения, любовная история и целый пласт философии «нравственности разумного эгоизма», нотки утопии и жёсткая критика социалистической философии — и наконец, попытка разъяснить общественное значение предпринимательства. Вот основные темы этого неоднозначного романа, в котором переплелись жанры социальной фантастики и философского трактата. Если мир хочет жить лишь за счёт творцов, то рано или поздно они отказываются держать мир на своих плечах.
Роберт Хайнлайн, «Там, за гранью» (1942 г.).
Действие романа «Там, за гранью» (премия «Хьюго») перенесено в далекое будущее. Америка – центр цивилизации, общество основано на тотальном генетическом контроле и идеях либерализма. Это официальная установка. Подспудной же целью развития является выведение сверхчеловека…
Марина и Сергей Дяченко, «Пандем» (2002 г.).
В один прекрасный день каждый человек услышал, как кто-то зовет его по имени. А некоторое время спустя в одной больнице стали выздоравливать самые безнадежные пациенты. Но это было только начало, ибо в наш тихий спокойный мир пришел Пандем. Пришел, чтобы повести человечество вперед по пути прогресса. Чем обернется приход Пандема? Добром или злом? Друг он или враг? Это каждый решает для себя сам.
Теодор Старджон, «Венера плюс икс» (1961 г.).
Роман об утопическом обустройстве общества лидомцев, построенного на основе иной сексуальности и гендерной идентичности. Чарли Джонс, землянин, обитает среди искусственных гермафродитов. Чарли не способен подняться над внушенными с детства моральными нормами и преодолеть сексуальные табу. Старджон явно указывает нам: нынешняя земная цивилизация «хозяинов семьи» и феминисток в целом не готова к подобному обустройству общества, пока не справится с внутренними конфликтами, проистекающими от полового неравенства.
Ант Скаландис, «Катализ» (1993 г.).
...Благодаря технологии замораживания компания друзей из СССР 1980-х попадает в будущее. Из алкогольно-сексуального дурмана, которым был заполнен последний день молодых людей в своем времени, они переносятся в шокирующий мир. Мир, где не в диковинку массовый каннибализм и некрофилия. Будущее, где отсутствуют законы, причем не только писаные, но и любые моральные установки. В этом мире нет никаких запретов. Здесь нет денег и царит потребительский рай.
Эдвард Бульвер-Литтон, «Грядущая раса» (1871 г.).
Незадачливый американский путешественник проваливается в шахту, где встречается с представителями подземной цивилизации, обладающими более высоким уровнем интеллекта, более развитой инфраструктурой и более широкими возможностями, нежели представители земных цивилизаций. Находясь среди «людей будущего», герой присматривается к ним и их образу жизни. Постепенно он знакомится с историей этих людей, их происхождением, языком, обычаями, религией, науками, искусством, экономикой, политическим и социальным устройством общества. Чем больше сведений приобретает герой об этой стране всеобщего благополучия и счастья, тем меньше она ему понятна, тем меньше нравится и не вызывает желания остаться. Уподобиться сверхлюдям в их совершенстве, мудрости и спокойствии, в отрешенности от всего земного, «человеческого, слишком человеческого» — того, что питает людей в подлунном мире, — оказывается для героя немыслимым; интеллектуальное превосходство и душевная уравновешенность представителей «грядущей расы» представляются ему весьма сомнительными ценностями. Героя тяготит размеренная и счастливая, но пресная и предсказуемая жизнь, застрахованная от падений и взлетов, горестей и разочарований, радостей и надежд — от того благословенного и спасительного контраста, на котором строится (держится!) жизнь на Земле. В свою очередь, представители «грядущей расы» недоуменно взирают на пришельца, ибо для них мир, откуда он явился, представляется диким и варварским, полным страстей и смуты и потому подлежащим уничтожению.
Майкл Салливан, «Полый мир» (2013 г.).
Входит в межавторский цикл «Послесловие к Уэллсу».
Машина времени, давняя мечта человечества. Эллис Роджерс, инженер из Детройта, сумел воплотить ее в жизнь и отправился в путешествие на двести лет вперед. И действительно оказался в будущем, только не через двести, а через две тысячи лет. Конечно же, все изменилось. И похоже, что к лучшему. Люди живут в прекрасных подземных городах, а поверхность Земли представляет собой огромный природный заповедник. В новом мире нет старости, болезней, смерти, войн, религии и нужды, а человеческое общество состоит из бесполых клонов, которые живут и здравствуют веками. Люди давно забыли о том, что такое агрессия, в отношениях царят доброжелательность и мягкость, каждый может выбрать занятие по душе. И в этом-то дивном новом мире американский инженер Эллис Роджерс в первый же день становится свидетелем загадочного убийства…
Ян Ларри, «Страна счастливых» (1931 г.).
«Страна счастливых» — край, где царит порядок, который, по мнению автора, является коммунизмом.
В «Республике» функционирует безденежная экономика, отменены даже безналичные расчеты социалистическими книжками. В то же время существует понятие «бюджет», себестоимость грандиозных строек подается в рублях.
Социум тяготеет над отдельной личностью; постоянно возникает потребность в «мобилизации», «трудовых армиях»: на разгрузку товарных вагонов прибывают тысячи людей, на строительстве электростанции в Сибири работают миллионы. Гигантомания и автоматизация соседствуют с примитивной ручной работой.
В «Стране счастливых» сосуществуют типично волюнтаристские проекты в духе поворота течения рек и рациональные предложения по использованию альтернативных источников энергии.
Джаспер Ффорде, «Полный вперёд назад, или Оттенки серого» (2009 г.).
Входит цикл «Оттенки серого».
В цветократическом Коллективе место гражданина в иерархии зависит oт того, какие цвета он умеет различать, и все, от почти бесправных «серых», до «фиолетовой» элиты, подчиняются Правилам, регламентирующим каждый аспект жизни.
Эдди Рассетт — молодой «красный» с высоким цветовосприятием и блестящими перспективами. Но в наказание за неудачную шутку, которую Эдди сыграл с сыном префекта, его отправляют проводить перепись стульев в прифронтирный городок Ист-Кармин. По дороге туда он знакомится с «серой» Джейн С-23, девушкой с красивым носиком и трудным характером. Эта встреча изменит жизнь Эдди и приведет к открытию, которое перевернет его представление об окружающем мире.