Найти тему

Вместе весело ... куда?

Нашла минутку в своих нынешних веселых хлопотах, чтобы подправить и выложить эту статью - писалась она давно, еще в январе. Но актуальности, на мой взгляд, не потеряла. О чём она? Да все о том же, любимом и "больном" - о туризме, и о том, что помогает его развитию в Подмосковье. Или наоборот, мешает.

Но сначала - лирическое отступление. Собственно, поводом вернуться к этой теме в апреле стало одно недальнее путешествие - поездка в столичное Коломенское. Буквально туда-обратно, глотнуть свежего воздуха, поздороваться с весной. Ведь вот же она, красавица: в каждом нежном листочке, в каждой зеленой былинке, в проснувшейся от снежного сна природе. Наконец-то закончилась зимняя слякоть. Весна идёт, весне - дорогу!

Но вот как раз насчет дороги есть что сказать. Я не стану вспоминать в подробностях, во что нам с сыном обошлось путешествие из Томилино в Коломенское. Но все эти 25 км я прочувствовала своим "позднородившим" тазом в полной мере. Каждый километр. Иной раз думалось - что бы мне не поехать на электричке? Потом вспоминала, что я теперь не одна, и благословляла подругу за возможность путешествовать на машине. Пусть и по пробкам.

Позже, когда впечатления от дороги почти улеглись, я вспомнила, что те же самые мысли мне приходили в голову еще зимой, порылась в своих заметках и нашла эту статью. Итак, поговорим о событиях в туризме. Что это вообще такое? Как термин - совершенно новое понятие, даже в относительно новом (в редакции 2022 года) ФЗ об основах туристкой деятельности событийный туризм еще не фигурирует.

С другой стороны, ещё 300 лет назад наши предки раз в год обязательно отправлялись на большую ярмарку. И дело тут было не только в торговле, но и в самом Событии. К которому готовились, которое ждали и предвкушали. А престольные праздники? Это ведь тоже вполне себе повод для событийного туризма: в храм приходили помолиться, а после - пообщаться с соседями, на людей посмотреть и себя показать.

В Европе событийный туризм имеет ещё более древние корни: рыцарские турниры, гладиаторские бои, коррида, карнавалы - все это привлекало не только местных зевак, но заставляло сниматься с места тех, кто жил далеко от происходящего. Звало отправиться в путешествие, иногда даже пешее, чтобы увидеть захватывающее зрелище.

Но вернемся в современную Россию. И ещё ближе - в Подмосковье. Как обстоят у нас дела с этим видом туризма? Да вроде неплохо. В свое время Ростуризм обратил внимание общественности и власти на этот вектор развития туристической отрасли, и даже начал было оказывать поддержку тем, кто событийный туризм развивает. В августе 2022 года Федеральное агенство по туризму планировало потратить из бюджета более чем 12 млн. рублей на поддержку и продвижение событийных мероприятий в Московской области. Но увы - Ростуризм почил в бозе, передав свои полномочия Минэку. А у Минэка свои планы и видение.

К счастью, к этому времени в Подмосковье уже появилось много интересных проектов в этой сфере, был дан толчок ряду оригинальных общественных инициатив и социально-ориентированных бизнесов. И событийка начала развиваться сама, без господдержки. Однако, в какой-то момент любимый принцип турбизнеса "Не нужно нам помогать - просто не мешайте" перестал работать. И туризму понадобилась помощь, да еще какая!

Ведь что такое событийный туризм? Это посещение некоторой местности, где происходит что-то интересное. А в эту местность нужно как-то добираться из других мест. И если эта местность находится, условно говоря, "за МКАДом", то в большинстве случаев от события отсекается огромный пласт таких потенциальных туристов, как пожилые люди, люди с ОВЗ, многодетные семьи и организованные детские группы. Потому что доставить их к месту мало кто берется - морочисто и нерентабельно. Потому что дорога в обе стороны, с учетом пробок и логистики, может занять столько же времени, сколько и само событие. Потому что потому, как любил говорить мой папа. И наши чиновники.

Вот и получается, что интереснейшие события Подмосковья - фестивали, праздники, гастрономические и файер-шоу, опенэйры и другие действа "под открытым небом" посещают далеко не все, кто их мог бы посетить. И вот здесь помощь, причем системная и целенаправленная, турбизнесу просто необходима. Думаю, все туроператоры и владельцы тематических площадок со мной согласятся: для дальнейшего развития событийному туризму нужны не общественные и бизнес-инициативы - их великое множество.

А что нужно? Нужны дороги, но не просто дороги без пробок (так бывает - вот построят автодорогу ЮЛА и сами увидите), а законы, по которым организованные туристические группы льготных категорий смогут передвигаться по всем, даже по платным дорогам, беспрепятственно и бесплатно.

Особенно, если они едут они на событие, организованное на государственные гранты и субсидии, по дорогам, построенным за государственный же счет. И вот тогда все эти "не охваченные категории" туристов, вместе с организаторами событий, будут весело шагать к светлому будущему событийного и культурного туризма. А не туда, куда они сейчас все идут.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь - будем путешествовать вместе. Впереди ещё много интересного!