Найти в Дзене
Жорик – историк

История плотника-террориста Степана Халтурина

Оглавление

Улицы в семидесяти российских городах, бюсты и памятники, пароход и два завода, художественный фильм, отдельная книга в серии "Жизнь замечательных людей". И это всё в честь него — пролетария, революционера, непримиримого борца против царизма и по совместительству террориста Степана Халтурина.

Степан Халтурин каким он изображался советской историей/ © rus.team
Степан Халтурин каким он изображался советской историей/ © rus.team

В советское время он находился на почетном месте в пантеоне наиболее почитаемых исторических личностей. Неслучайно горельеф Халтурина украшал кабинет Ленина, где висел там рядом с классиком научного коммунизма Карлом Марксом. Чем же так прославился этот пламенный борец? Исключительно тем, что за свою 25-летнюю жизнь организовал два террористических акта.

Крестьянский сын

Впрочем, статный широкоплечий юноша попал в террористы совершенно случайно. Он родился и вырос во вполне зажиточной крестьянской семье в Вятской губернии в 1857 году. И хоть отец и мать накопили достаток исключительно своими руками, юный Степан к крестьянскому труду относился прохладно. В 17 лет он поступил в Вятское земское училище, но уже через год был вытурен оттуда за неуспеваемость.

А ведь парень рос достаточно начитанным и тянулся к образованию. Особенно его интересовала история, да причем та ее часть, которая повествовала о революциях. В публичной библиотеке он перечитал всего Виктора Гюго, а потом переключился на Достоевского. Правда, идеи насильственного свержения строя Степану были чужды. Он больше увлекался устройством справедливого общества, где все будут жить в мире, согласии и иметь общие и гарантированные права. Этакий город-утопия, или коммуна.

Степан Халтурин/ © Public Domain
Степан Халтурин/ © Public Domain

Именно на этой почве он сошелся с такими же молодыми людьми, которые вскоре решили эту самую коммуну и организовать. Только вот в Российской империи места для нее не нашлось, да и государственный строй не располагал к постройке прообраза коммунистического общества. Утописты решают ехать в Америку и устраивать коммуну там.

"С этого пути возврата нет"

Однако в пути с Халтуриным случилась странная и мутная история. У Степана были деньги (наследство после смерти отца) и заграничный паспорт. И всего этого он лишился по пути в Москву. Виноваты попутчики, которые просто ограбили юного героя. Степан попытался их нагнать, да не получилось. Ушлые коллеги Халтурина по будущей коммуне улизнули из Санкт-Петербурга за границу, а 18-летний Степа остался в городе. Без денег, документов и планов на жизнь.

В Вятку возвращаться было стыдно и он решает устроиться в столице. Еще до учебы Халтурин выучился на столяра и это умение ему очень пригодилось. Постепенно появились деньги, крыша над головой и новые друзья. Они-то и ввели Халтурина в один из революционных кружков, где пропагандировались близкие ему идеи. Только теперь речь уже шла не о маленькой коммуне, а об обществе в целом. Степану новые горизонты очень понравились и он активно включился в революционную деятельность.

Кадр из фильма "Степан Халтурин", 1925 год
Кадр из фильма "Степан Халтурин", 1925 год

Что интересно, ни о каком терроре он не помышлял. Мало того, Халтурин был категорически против насилия, убеждая своих сторонников, что «с этого пути возврата уже нет». Тем более странно выглядит его дальнейшая метаморфоза. Когда "Народная воля" (а именно в ней и состоял Степан) раскололась, он неожиданно оказался в ее террористической фракции. Возможно тут дело в разочаровании — агитация рабочего класса шла туго, газету создать не получилось, да и вообще среди народовольцев к тому времени сложилось мнение, что рабочий люд в России ни на что не годен, и расшевелить его можно только чем-то ярким, сильным и эффектным.

Чем? Убийством царя, например. Именно этой идеей и загорелся Степан Халтурин.

30 килограммов динамита

Столяром он действительно был классным. Работал сначала в железнодорожных мастерских, потом на Адмиралтейских верфях. А позже его заметили и допустили до работ на императорской яхте "Ливадия". Уже оттуда Халтурина по рекомендации перевели на работы в резиденцию Александра II — Зимний дворец.

Взрыв в Зимнем дворце. Художественная интерпретация/ © Public Domain
Взрыв в Зимнем дворце. Художественная интерпретация/ © Public Domain

Вот он прекрасный шанс осуществить задуманное. Тем более предыдущие покушения на императора ни к чему не привели — у убийц тряслись от волнения руки и они мазали, царский поезд роковым образом менял маршрут и избегал взрыва. А тут Халтурину выпал шанс, причем судьба преподнесла его прямо на ладони, допустив в резиденцию монарха.

В конце 1879 года все усилия террористической фракции "Народной воли" были направлены на производство динамита. Его маленькими партиями Халтурин проносил на теле и прятал у себя в каморке, которую ему выделили в подвале. И опять повезло — над комнатой находилось помещение караульных, а на втором этаже — царская столовая, где Александр II имел обыкновение принимать пищу в одно и то же время. Всё складывалось идеально. Нужно было лишь рассчитать дозу динамита, да приладить к нему запальный шнур подлиннее, чтобы была возможность покинуть дворец.

Халтурин сделал все правильно. 17 февраля 1880 года в его каморке находилось 30 кг динамита. За пять минут до 20:00 (ужин царской семьи) он поджег фитиль и плотно закрыл дверь комнаты. Взрыв прогремел точно в назначенное время. Перекрытия между цоколем и первым этажом разрушились, погибло 11 караульных, а вот на втором этаже никто не пострадал. Там лишь вспучило полы, да повыбивало стекла. К тому же сам император задержался к обеду и в момент взрыва находился в другом крыле Зимнего.

Последствия взрыва на втором этаже Зимнего дворца/ © Public Domain
Последствия взрыва на втором этаже Зимнего дворца/ © Public Domain

Несмотря на недостижение цели, это был очень дерзкий теракт, и Халтурин понимал, что вся государственная машина сыска будет работать против него. Но обошлось. В Зимнем он работал под другим именем и фамилией, так что все усилия по розыску столяра Степана Батышкова ни к чему не привели.

Выстрел в Одессе

В 1881 году "Народная воля" все же добилась своего и убила Александра. Но Халтурин к этому покушению никакого отношения не имел. Он в это время находился на юге России и вел там активную революционную деятельность. Всё складывалось удачно, вот только одесский прокурор генерал Василий Стрельников уж очень лютовал. А после воцарения Александра III и вовсе стал закручивать гайки — пошли повальные аресты.

Так что выбор следующей жертвы террора стал очевиден. Убийство Стрельникова прошло как по нотам. Халтурин организовал всё на высшем уровне. Непосредственно в прокурора стрелял земляк Степана Николай Желябов. А в ста метрах ниже по Николаевскому бульвару его поджидал переодетый в кучера Халтурин с экипажем наготове. Вот только одного не учел террорист — реакции народа. После выстрела средь бела дня одесситы сперва опешили, а потом улюлюкая, бросились вдогонку за Желябовым. Его схватили в пяти метрах от спасительной пролетки. Халтурин, не думая ни секунды, бросился вызволять товарища, но людей набежало еще больше.

— Оставьте! Я социалист! Я за вас! — крикнул он от отчаяния.

— Чтобы ты так жил, как ты за нас! — ответил ему здоровенный детина-приказчик, навалившийся на Халтурина.

— Конечно, не за таких мерзавцев, как ты, а за рабочий несчастный народ! — из последних сил прохрипел революционер прежде чем широкой рукой ему зажали рот.

На допросах ни Халтурин, ни Желябов своих настоящих имен не назвали, а узнав, что Стрельников мертв, и вовсе стали держаться вызывающе. Александр III, получив известие о теракте в Одессе, отправил телеграмму: "повесить в течение 24 часов без всяких оговорок". Что и было сделано 22 марта 1882 года во дворе Одесской тюрьмы.

Памятник Халтурину в г. Кирове/ © visitkirov.ru
Памятник Халтурину в г. Кирове/ © visitkirov.ru

Это покушение (как и взрыв в Зимнем) так бы и осталось нераскрытым и причастность к нему Халтурина была бы спорной. Однако спустя полгода от заключенного рабочего Николая Биткина власти узнали, что в марте они казнили того самого "Степана Батышкова", а в действительности крестьянского сына Стёпу Халтурина.

А когда в России власть все же сменилась, Халтурин усилиями самого Ленина вошел в обширную группу «молодых штурманов будущей бури» и стал главным рабочим-революционером страны, дополнив своей фигурой пантеон лучших людей XIX столетия.

Так же, как дополнили его и пятеро смелых, пытавшихся убить Александра III. Вот только царский сыск оказался тогда на высоте, а история Ленинианы пополнилась фразой "Мы пойдем другим путем" 👇:

(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: ru.wikipedia.org; histrf.ru; diletant.media; aif.ru)