Рубрика «Люди-светлячки»
#людисветлячки
К группе «Король и шут» у меня всегда было особое отношение. Я не была безумным фанатом (я в принципе не признаю фанатичности по отношению к кому или чему-либо), но их творчество находило отклик в моей душе. Особенно мне памятно событие, когда всю ночь во сне я слышала мелодию, и проснулась с ней в голове. Каково же было мое удивление, когда, включив радио, я услышала новую песню группы «Король и шут» «Воспоминания о былой любви». Я слушала, как завороженная, такое музыкальное дежавю было для меня необычным опытом.
Написать про Михаила Горшенева, я решила, когда посмотрела сериал «Король и шут», вызвавший столь неоднозначные отзывы. Поклонники группы разделились на два лагеря: одни хвалили оригинальную подачу панк-сказки, другие увидели в негативных образах попытку обесценить заслуги Михаила и осуждали создателей сериала за предвзятость и пропаганду наркотиков.
В моих руках инструмент объективного анализа личностей и событий. И я просто не могла не проанализировать психоматрицы героев. Результат своего исследования я отразила в статье.
Жизнь лидера группы «Король и шут» Михаила Горшенева, известного в среде поклонников, как Горшок – это череда рискованных испытаний, судьбоносных встреч, масштабных проектов, в которых реальность и иллюзии переплелись настолько сильно, что сложно отличить одно от другого. И это неудивительно – рисковый код психоматрицы Михаила отрабатывал свой сценарий раз от раза, затягивая отчаянного музыканта в водоворот событий страшных и интересных одновременно. Михаил всегда был больше, чем просто музыкант, он предприниматель, вдохновитель и создатель. Он умел рисковать и идти ва-банка, ведомый не меркантильным интересом, а мечтой оставить след в истории музыки и обрести бессмертие в творчестве. Любовь и уважение тысячи поклонников говорит о том, что ему это удалось.
Мощнейшая харизма и обаяние в купе с умением последовательно идти к своей мечте – что же еще нужно для успеха музыканта (см. картинку «Психоматрица Михаила Горшенева: код успешности»)? Энергия…здоровье и силы, чтобы выступать, общаться с поклонниками, записывать новые альбомы, создавать новые проекты. Но, как видно из психоматрицы Михаила, энергии-то как раз и не хватает. Путь его успеха – это путь успеха его группы, которая была для него много больше, чем просто коллектив музыкантов. Это была его семья. И, как в любой семье, не обходилось без ссор, недопонимания и упреков. Ради ребят Михаил был готов на все, но сам был непреклонен в свих требованиях, мог давить на музыкантов, когда того требовал его внутренний кодекс. Он не был гибким в высказываниях, мог сказать грубо и обидно, но мог и легко свести все к шутке.
Чрезмерная расточительность собственных ресурсов, непонимание себя и своих чувств (с возрастом и опытом оно придет, конечно), уверенность в лучшем исходе любой ситуации – все это явно прослеживается в биографии Михаила. Концерты и выступления являются энергозатратным процессом. Энергетика ревущей толпы, аплодисменты и скандирование песен, конечно, заряжали музыканта. Сцена была ему жизненно необходима, поддержка поклонников, овации – основа стабилизации коэфициента сектора Интерес 333. Терзания и страхи начинались после концертов, когда полученный энергетический заряд, направлялся не в то русло. Когда в работу запускался сценарий «отрыва» - рискового кода. Михаил был лидером панк-рок-группы. Образ жизни рок-музыкантов никогда не отличался степенным поведением и мирными развлечениями. Наоборот, он привлекал людей, тем, что не боялся жить, не боялся дурачится, быть странным, быть собой. На концертах группы люди выпускали своих внутренних демонов, снимали маски приличия.
На что же тратил свою энергию Михаил? На сомнения, на страхи и переживания. Свойственное слабому коэффициенту линии Быт наплевательское отношение к себе, своему здоровью и внешнему виду в купе со слабым здоровьем и образом жизни рок-музыканта не заставили долго ждать последствий. В моменты, когда он осознавал, что нужно заняться собой, резко возрастал и уровень его амбиций и желаний. Но одновременно с этим он начинал чувствовать, что сил на все катастрофически не хватает. А изнутри его съедали сомнения и страхи, которые он прятал от других. Внутренний голос, подстрекаемый сильным сектором Логика (именно он заставляет нас прокручивать в голове миллионы вариантов, тормозя принятие решений), говорил постоянно: «Ты слаб! Тебе не хватит сил довести до конца задуманное!» Бороться с внутренним демоном тем сложнее, чем выше ступенька, на которой ты стоишь. Все больше становится груз ответственности: за ребят, за семью, за каждый проект. Собственные проблемы подождут. Внутренний кодекс правил не позволял давать слабину.
Как заглушить голос, терзающий изнутри? Самый простой и доступный способ – алкоголь. Наркотики приходят на смену в моменты полного психологического истощения. Среда, в которой жил и работал Михаил, была близка к использованию одурманивающих средств. Поэтому нет ничего удивительного, что он попал в эту ловушку: он разрешил себе воспользоваться дарами Морфея, чтобы снять внутреннее напряжение и отпустить страхи, абсолютно уверенный, что это временный способ. «Вот сегодня я один раз так сделаю, а потом обязательно придумаю что-то другое». Но чтобы придумать что-то другое, нужно думать на эту тему, а у него не было ни времени, ни сил уделять внимание этому вопросу. И он запустил цепную реакцию: в состоянии острого дефицита энергии, в полевых условиях гастролей, в очередных мысленных терзаниях, единственное чего хотелось – забыться. И он выбирал самый доступный на тот момент способ, раз за разом замыкая круг и попадая в зависимость от наркотических веществ. Именно так работает сценарий рискового кода (см. картинку «Рисковый код Михаила Горшенева»). Раз или два, выбравшись из сложной ситуации, человек начинает думать, что и в следующий раз повезёт, и теряет связь с реальностью.
Он искал поддержку в людях. Но сам при этом был недоверчив и не словоохотлив, предпочитая выражать свои чувства делом, а не словом. Среди людей он интуитивно тянулся к тем, кто мог ему противостоять, обладая равным по силе потенциалом. Его друг Андрей Князев был одним из таких людей.
Дружба Михаила и Андрея – это яркий пример союза двух талантливых людей, когда люди с разным типом восприятия, найдя общие точки соприкосновения и дополнив друг друга, создали масштабный проект. История их дружбы – это история понимания и принятия через общее дело - творчество группы «Король и шут». Мир, созданный музыкантами, был миром их переживаний, страхов и надежд.
Итак, Андрей, в отличие от Михаила, обладает более амбициозным характером. Он творческая личность, жаждущая признания и известности, но для этого ему не хватает уверенности и позитивного взгляда в будущее. В Михаиле он нашел тот источник позитива, который был нужен для раскрытия таланта. Непоколебимая уверенность Михаила заставила поверить Андрея в успешность проекта. Михаил же нашел в Андрее источник эмоциональной подзарядки. С точки зрения взаимодействия психоматриц – это вопрос зависимостей. Психо-эмоциональная зависимость – на энергетическом уровне – была свойственна Михаилу. Зависимость на уровне энергетического вектора, то есть направленности мыслей, веры в себя, свое творчество, свои умения – была у Андрея. Такая со-зависимость двух талантливых людей и дала мощнейший толчок для развития группы.
Но у друзей разный тип восприятия и уровень амбиций, а значит им требуется разный масштаб похвалы и одобрения. Михаилу важна благодарность ребят и овации зала. Он знает точно, кто такой Горшок – единственный и неповторимый. Главное для него – это группа, друзья. Все, что он делает – делает для группы и ради группы. Андрею ж необходима оценка его личного вклада в успех группы. Ему важно первенство, признание его личных заслуг, его писательского таланта, его идей. Однако, статус Михаила в группе выше. Выпады Андрея воспринимаются как капризы. Уязвленное самолюбие Андрея требует перемен в группе. Отсюда конфликты. Отсюда громкие заголовки о противостоянии двух лидеров друг другу.
Но даже это противостояние носит особый характер. Михаил мог прекрасно рассчитывать ходы и анализировать события, но его собственные чувства и чувства близких людей были для него загадкой. Он легко прощал и отпускал обиды без оглядки, не держа в сердце зла, но ему было безмерно больно в конфликтах с друзьями. Группа была семьей для него, неделимой и неразрывно связанной с ним. Поэтому уход музыкантов бил в самое сердце. Никакие доводы разума не могли в такие моменты усыпить его страдания. Вздорный же характер Андрея и его нацеленный на регулярное разрушение и дестабилизацию связей код «разрыва» (см. картинку «Психоматрица Андрея Князева: вздорный характер и код «разрыва»), подталкивали к уходу. Единственное, что его сдерживало, это потеря уверенности в себе, которую ему давала группа. Но постоянные «выходки» Михаила, который тонул в своей зависимости, и наработанный за годы опыт все больше и больше приближали точку невозврата.
Немаловажную роль в жизни музыкантов играли, конечно, и их супруги. Анфиса – первая жена Михаила (см. картинку «Психоматрицы Анфисы (слева), Михаила и Ольги Горшеневых (справа)»), была особой эксцентричной и целеустремленной, способная сама стать личностью известной. Но их союз с Михаилом сыграл злую шутку с ними обоими. Не нужно быть аналитиком, чтобы увидеть, что психоматрицы супругов практически одинаковые. Анфиса настоящая «повелительница мух», она непредсказуема, амбициозна и требует поклонения своей персоне, умна, но расточительна. Они притянулись друг к другу, как магниты с разными полюсами (полюсами притяжения здесь выступают разные типы восприятия). Но вместо того, чтобы помочь Михаилу найти выход из состояния «энергодефицита», которому и сама Анфиса была подвержена, она, наоборот, расслабилась и сдалась власти собственного рискового кода и вредным привычкам Михаила. Мужчина и женщина с мощнейшим потенциалом оказались на грани жизни и смерти поддавшись легким наслаждениям. Чтобы вытащить друга, Андрей принимает решение развести их. Возможно, именно тогда он мог почувствовать в себе невероятную внутреннюю силу, которую до этого не ощущал. Ему пришлось взять управление группой в свои руки, взять ответственность за жизнь и здоровье друга. В такой момент происходит серьёзное психо-эмоциональное перестроение личности и осознание того, сколько всего нужно еще сделать. Но можно ли все это сделать в рамках существующей группы?
Вторая жена Михаила – Ольга – волевая и целеустремленная, живущая в реальной жизни, а не мире иллюзий (см. картинку «Психоматрицы Анфисы (слева), Михаила и Ольги Горшеневых (справа)»). Она перфекционист, страдающий от несовершенств мира и людей, недоверчива, мнительна, но при этом обладает сильным характером, готова помогать людям и хочет семью. Устоять перед обаянием Михаила ей было не под силу. Для него Ольга была стабильной опорой и человеком, способным направить его потенциал в нужное русло. Для неё Михаил был человеком с невероятной душой и харизмой, запутавшийся в собственных чувствах, нуждавшийся в ее любови заботе. Душа панка-бунтаря, уставшая от сомнений и скитаний, нашла приют и покой рядом с душой предприимчивой Ольги. Но остановить запущенный сценарий рискового кода очень сложно.
Уход Андрея из группы – закономерный процесс. Когда в жизни Андрея появилась Агата (см. картинку «Психоматрица Агаты»), он обрел в ее лице опору (которую когда-то нашел в лице Михаила), которая помогла перейти с борта корабля «Король и шут» на плот «КняZz». Личный проект – это серьезное решение, необходимое для реализации собственных желаний и амбиций. Но без поддержки мудрой и преданной Агаты, Андрею было бы сложно решиться на такой шаг. Их отношения начинались не как в сказке. Виной тому, как эксцентричный характер Андрея, его мятежный дух скитаний и постоянного поиска, так и недоверчивость девушки. Однако именно ее вера в успех позволила Андрею решиться на уход из группы. Агата, в отличие от Михаила, не пробивала границы Андрея упорством и упрямством, не давила правилами, которым надо следовать. Наоборот, она давала ему пространство для действий и принятия самостоятельных решений, в чем так нуждался Андрей и чего он не мог получить в группе «Король и шут», где лидером мнений бессменно оставался Михаил. При этом сама Агата сама остро нуждалась в муже, так как естественным образом оказывалась в психо-эмоциональной зависимости от него Агата.
История Михаила Горшенева – это больше, чем история одного человека и одной группы. Это история личностей, создавших своим творчеством особое социо-культурное пространство. Влияние исторического контекста неизбежно: страхи и растерянность, которые поселили в души людей лихие 90-е, сменились надеждой нулевых. Сказочный мир злодеев и героев, странных существ и людей для многих поклонников группы «Король и шут» был отдушиной в реальном мире с его бесконечными проблемами. Лично я никогда не упускала возможность от души покричать любимые песни, выпустив тем самым агрессию и успокоив внутреннего демона. У меня не было возможности пообщаться с Михаилом лично, но у меня есть возможность, проанализировав его психоматрицу, и сказать, что я отношу его личность к «людям-светлячкам». Это пример того «светлячка», который заигрался с огнем. Но его пробивной дух и искренность, с которой он творил, вызывают уважение. А в голове так и звучит мелодия песни:
Я часто вижу страх в смотрящих на меня глазах.
Им суждено уснуть в моих стенах,
Застыть в моих мирах.
Но сердце от любви горит, моя душа болит.
И восковых фигур прекрасен вид -
Покой везде царит!...
P.S. Для самых любознательных и любопытных я подготовила задание: найти отличия психоматриц. Жду Ваши комментарии и вопросы
#корольишут #михаилгоршенев #горшокикнязь #рисковыйкод #кодуспешности #психоматрицаличности #психоанализиматрица #бессознательныйкод #бессознательныйсценарий