Мир, созданный талантливыми сёстрами Бронте, производит яркое впечатление на читателей юного возраста. И в сознательные годы к нему возвращаются нечасто, отмахиваясь: это про любовь. Про любовь юной наивной девушки. Перечитывать такое возьмёшься разве что из сентиментальных соображений. Но, как во всякой хорошей книге, в этих романах с каждым прочтением можно открыть новое, ранее не замеченное.
Здравствуйте!
Самый знаменитый роман самой успешной из сестёр попал в руки русских переводчиков и издателей достаточно давно. Почему-то тогда имя главной героини переводили оригинальным образом: «Джен Эйр». Только после просмотра знаменитой экранизации 1983 года мы поняли, что зовут её всё-таки Джейн.
Ох уж эти трудности перевода
История любви Джейн Эйр и Эдварда Рочестера остаётся в памяти навсегда. Чтобы нарисовать для читателей картину жизни и любви бедной девушки с твёрдым характером, Шарлотта Бронте использовала всю богатую палитру английской романтической традиции. Готически загадочное старинное поместье в глуши, в стенах которого звучит зловещий смех, очаровательное дитя любви и легкомыслия с кокетливым французским шармом, добропорядочная экономка – и окутанный мрачными тайнами благородный герой, что предлагает хрупкой девушке своё истерзанное житейскими бурями сердце.
Любовь, которая пройдёт сквозь испытания и обернётся тихим семейным счастьем.
Но роман Шарлотты Бронте остался бы лёгким дамским чтением, если бы в нём было только это
Первая часть книги посвящена пребыванию Джейн в Ловудской школе для девочек. Место это не очень симпатичное – дети терпят голод и холод, вынуждены мириться с нездоровым климатом болотистой местности. Мы, воспринимающие школьное образование как неизбежность, сочувствуем девочкам. И не задумываемся, что значила эта школа для английских барышень из бедных семейств.
Действие романа «Джейн Эйр» происходит в середине девятнадцатого века. И в то время дела с женским образованием в Англии были не очень хороши.
Хотя девочек пытались записывать в грамматические школы ещё с семнадцатого столетия. Таких девочек было немного, а ещё меньше – школ, готовых брать их на обучение.
Пансионы для благородных девиц существовали. Только стоили немалых денег. К тому же благородных девиц учили в первую очередь шитью, музыке и танцам, и только во вторую – письму и чтению.
Но влиятельные отцы семейств желали, чтобы их дочери нашли себе достойного мужа – приличного человека с приличным доходом. И были с ним счастливы. А чтобы заинтересовать образованного молодого человека, девушка должна была стать достойной собеседницей. Это значит - читать классическую литературу на латыни и греческом, разбираться в финансах и поддерживать беседу на самые разные темы. Желательно - уметь говорить на нескольких языках.
Образованной считалась девушка, которая умела петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, владела различными видами изящного рукоделия, умела вести хозяйство в большом доме. Наиболее образованные барышни знали французский и итальянский, изучали латынь и древнегреческий. Но в большинстве случаев считалось, что женщине достаточно знать один язык и уметь вести дом
("Женское образование в Англии")
Лучшим выходом было домашнее образование. Хорошо, когда любящий папа может пригласить для дочки личных учителей. Мама научит рукоделию и молитвам, поставленные на довольствие иностранцы - языкам, профессиональные преподаватели - музыке и танцам. А обширная домашняя библиотека расширит кругозор.
Люди попроще приглашали гувернанток. Образованных девушек из обедневших семей. Но как быть тем, кто потерял состояние ещё до того, как дочки выросли? Как быть тем, кто потерял родителей (именно это случилось с Джейн Эйр). Для этих девочек бесплатная школа была спасением. Получат образование – и смогут зарабатывать себе на хлеб. Быть гувернанткой всё же лучше, чем прачкой или белошвейкой.
Тётка героини, миссис Рид, особа чрезвычайно неприятная, поступила разумно, когда отправила Джейн в благотворительную школу. Девочка живёт у родственников из милости, не имея собственных средств. А значит, во взрослом возрасте должна будет сама заботиться о своём пропитании. Не желая устраивать замужество нелюбимой племянницы, миссис Рид решила, что единственный путь для некрасивой сироты – стать гувернанткой, а потому устроила девочку в школу, где та могла получить систематической образование: не только знания, но и практические навыки.
И школа дала своей воспитаннице необходимые знания. А ещё – стремление к самообразованию. Методика изучения французского языка до сих пор остаётся вполне рабочей:
К счастью, я имела возможность учиться французскому языку у настоящей француженки, – я никогда не упускала случая поболтать с мадам Пьеро, – кроме того, все последние семь лет каждый день учила наизусть французские стихи и всячески трудилась над приобретением правильного произношения, так что мне удалось достичь известных успехов.
Ш. Бронте "Джейн Эйр"
Благотворительная школа с плохими бытовыми условиями стала шансом устроить свою жизнь. И Джейн этим шансом воспользовалась. Ведь мистер Рочестер заинтересовался девушкой тогда, когда понял, что она способна стать другом и собеседником. И сама Джейн легко сориентировалась в богатом доме, хозяева которого принадлежали к кругу образованных людей:
Большинство книг стояло в запертых стеклянных шкафах. Но один шкаф был отперт и содержал в себе все, что нужно для первоначальных занятий, а также ряд книг для легкого чтения: поэзия, несколько биографий, путешествия, романы и так далее. Мистер Рочестер, должно быть, решил, что всего этого гувернантке хватит. И действительно, это пока вполне удовлетворяло меня в сравнении с тем скудным выбором книг, которыми я время от времени могла пользоваться в Ловуде, эти книги открывали передо мной богатые возможности и для развлечения, и для приобретения знаний. В комнате стоял, кроме того, кабинетный рояль, совершенно новый и превосходного тона, а также мольберт и несколько глобусов.
Ш. Бронте "Джейн Эйр"
В романе замечено, что бесплатная Ловудская школа не дала высокого уровня знаний. Мистер Рочестер при первом знакомстве раскритиковал уровень музыкального искусства Джейн, отметил, что её рисункам не хватает мастерства. Но его привлекли её суждения и романтические фантазии.
Главное, что дало девушке-сироте образовательное учреждение – уверенность в своём праве на человеческое достоинство.