Найти тему
АиФ-Юг

«Камыши выжечь, поставить посты!» Как кубанские земли вошли в состав России

Оглавление
   «Камыши выжечь, поставить посты!» Как кубанские земли вошли в состав России
«Камыши выжечь, поставить посты!» Как кубанские земли вошли в состав России

19 апреля в нашей стране отмечается в День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Это событие произошло 240 лет назад - 8 апреля (по старому стилю) 1783 года. Рассказываем, что происходило на кубанских землях в то время.

По указу Екатерины II

История вхождения Крыма в состав Российского государства берет свое начало в XVIII веке, когда Россия вела борьбу за безопасность своих южных (Причерноморских) рубежей с Османской империей. На тот момент Крым представлял собой ханство, являвшееся вассалом Османской империи.

Столкновение интересов держав в Черноморском регионе привело к целой череде русско-турецких войн, в результате которых Крым, Тамань и Кубань вошли в состав Российской империи. Во многом присоединение Крыма к Российской империи было результатом целенаправленной осознанной внешнеполитической линии, проводившейся императрицей Екатериной II. Очевидность основного направления внешней политики России в XVIII веке стала понятна после Азовских походов Петра I в конце XVII века.

Крымское ханство как форпост Османской империи в Северном Причерноморье не могло сохранять эту позицию при явном росте могущества и интересов Российской империи в Черном море. Русско-турецкие войны 1735-1739 и 1768-1774 годов привели к тому, что Крымское ханство получило статус независимого государства, перестав быть вассалом Османской империи, а Российская империя получила крепости Керчь, Еникале, контроль над Керченским проливом и возможность выхода из Азовского в Черное море.

В 1770-1780 годах продолжилось планомерное усиление позиций России в Северном Причерноморье, осуществлявшееся как на военно-политическом, так и на хозяйственно-административном уровнях. Наряду с ослаблением позиций Османской империи в этом регионе в 1783 году это способствовало тому, что (8) 19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Высочайший манифест «О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую».

Причерноморские земли всегда вызывали интерес у разных держав и империй. В прошлом году в проекте «Наследники и наследие Боспорского царства» мы много рассказывали о народах, приходивших на эти земли. Здесь были и греки, и римляне, и генуэзцы. В период, описываемый нами, свои форпосты на землях, где исторически проживали черкесы (или адыги - самоназвание народа) свои форпосты расставили османы.

Но это не значит, что у черкесов не было взаимоотношений с Российской державой.

Как Иван Грозный породнился с черкесами

Русско-адыгские связи существовали еще издревле, но при Иване IV они усилились. Для более прочного укрепления дружественных отношений между двумя народами Иван Грозный женился на княжне Марии Темрюковне - дочери адыгского князя Темрюка Идаровича.

Завязывание этих политических отношений не укрылось от внимательного взора Порты и Крыма, которые не преминули принять ответные меры. В 1553 году крымский хан отказался от первоначального намерения идти войной на Русское государство. Еще до отъезда адыгских послов из Москвы он решил идти в поход на «Черкассы» (не путать с городом Черкассы). На следующий год поход крымского хана на черкесов повторился. Одновременно с ним турки усилили свои гарнизоны на Северном Кавказе и Азове. Однако принятые Оттоманской Портой и Крымом меры не смогли прервать установление дальнейших связей между народами Северного Кавказа и Россией.

Уже позже правительство царя Алексея Михайловича стремилось выполнять роль покровителя к народам, которые добровольно выразили свое подданство России.

Правда, по мнению историков, верхушка горцев эти связи зачастую использовала в личных целях и сама особых обязательств не соблюдала. К слову, Иван Грозный гарантировал черкесам суверенитет, и последующие цари это поддерживали.

Пока в начале XVIII века турки не начали усиливать свои позиции на Северном Кавказе, одним из средств распространения османо-крымского влияния в Закубанье стал ислам.

Так, в некоторых источниках пишут, что в 1715 году крымские ханы, ставленники турецкого султана, «начали насильственно распространять ислам среди суеверных и многобожьих адыгов». Однако новая религия распространялась медленно и с трудом.

Крепость превратили в базар

В 1747 году у разветвления Кубани и Протоки была построена турецкая крепость Ени-Копыл (т.е. «Новый Копыл»). Остатки этой крепости были обнаружены кубанским историком-краеведом Виктором Соловьевым в районе центрального стадиона Славянска-на-Кубани. Вплоть до 1777 года здесь находилась резиденция кубанского сераскира - главнокомандующего турецкими войсками на Кубани.

«Вокруг крепости быстро вырос город, который называли Копыл, иногда Каплу. Население Копыла составляло около четырех тысяч человек. В городе действовали две мечети, пять караван-сараев, имелись складские помещения. Но, прежде всего, Копыл славился большим базаром, на котором преобладала международная меновая торговля, в том числе и рынок работорговли, через который вывозили в Турцию черкешенок, здесь же набирались черкесские наемники, - рассказывает этнограф Виталий Штыбин. - Вновь, как и в средние века, получили широкое развитие адыгские (черкесские) рыбацкие поселения в устье Протоки, которые стали в это время местным центром рыболовства, изготовления икры, торговли рыбой. Ежегодно отсюда вывозили примерно 300 тонн осетровой и белужьей икры, 200 тонн белуги, 200-300 тонн рыбьего жира. Когда в 1783 году Кубань и Крым вошли в состав России, богатые «ачуевские ловли» были подарены Екатериной II князю Потемкину. Последний, в свою очередь, 19 апреля 1790 года подарил их казачьему войску и в придачу дал 40 тысяч рублей на постройку церкви в Ачуеве. В устье Протоки был построен Ачуевский войсковой рыболовный завод, работа на котором являлась служебной повинностью казаков. Завод стал самой крупной статьей войсковых доходов».

Главная ставка Суворова

По словам Виталия Штыбина, Новый Копыл продержался до 1770 года, когда его попытались разграбить направленные на разведку калмыки. Это был сложный период войны за Крымское ханство, когда Россия всячески пыталась отрезать помощь Крыму со стороны кубанских татар и ногайцев. В тот год калмыки не смогли захватить Копыл, но уже через два года отступавший из Донского набега под ударами русских войск крымский хан Девлет-Гирей бросил город вместе с артиллерией. К 1774 году, по результатам мирного договора с Турцией, Кубань была признана независимой, и военные форпосты России стали по реке Кубань. Копыл заняли русские войска.

4 ноября 1777 года генерал-поручик Суворов был назначен командующим Кубанским корпусом. 16 января 1778 года он прибыл в Копыл и, осмотрев местность, приказал выжечь камыши и поставить наблюдательные посты по Кубани. Становление прорусского хана Крыма и его независимость, вкупе с европеизацией общества, вызвали крупные волнения, в результате чего Копыл неоднократно подвергался нападениям из-за Кубани. В 1782-1786 годах главная ставка Суворова находилась в Копыле. Отсюда он руководил строительством крепостей и редутов на линии. С 1792 года территория правобережной Кубани окончательно вошла в состав России, но сам Копыл был на другой стороне и мало использовался. Казаки соседних куреней рубили здесь лес и косили сено при форпосте у переправы.

Первые поселенцы обосновались у Копыльской переправы рядом с крепостью в 1806 году, а первые хаты казаков-переселенцев появились здесь только в 1863 году, в конце Кавказской войны, когда большая часть левобережного адыгского (черкесского) населения была изгнана из своих земель. 23 декабря 1865 года по приказу Военного Министра «О водворении пяти новых станиц в Кубанской области» казачье поселение официально стало станицей Славянской. Свое название станица получила, возможно, в память о Славянском гусарском полке, который нес пограничную службу на кубанской линии. Приставка «-на-Кубани» появилась дабы избежать путаницы с городом Славянском, бывшем уже тогда на территории Донецкой области.

Почему уничтожили Сечь?

А что же казаки? Получается, что они попали на Кубань уже после вхождения причерноморских земель в состав Российской державы. Если не считать казаков-некрасовцев, обосновавшихся здесь гораздо ранее, но это другая история.

Итак, в царствование Екатерины II население Запорожской Сечи превысило 13 тысяч человек и продолжало расти. Казаки неоднократно принимали участие в крестьянских восстаниях и гайдамацких движениях, вступали в вооруженные конфликты с новопоселенцами у границ Сечи, а в период войны с Пугачевым сочувствовали ему.

Все это вызвало резкое недовольство правительства, и 14 августа 1775 года Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожский Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». Земли, принадлежавшие Войску Запорожскому, стали раздаваться екатерининским вельможам, население закрепощалось, часть казаков бежала в турецкие владения, где основала Задунайскую Сечь, а другая часть после заступничества князя Григория Потемкина-Таврического была поселена между Бугом и Днестром для защиты устья Днепра.

В 1783 году бывшие казачьи военачальники Сидор Белый, Захарий Чепега и Антон Головатый сформировали казачьи команды из запорожцев, получившие общее название Коша верного Запорожского Войска. Новое формирование было разделено на две группы: конницу под командованием Захария Чепеги и пехоту под начальством Антона Головатого. Во главе всего войска был поставлен Сидор Белый. С момента образования в войске была восстановлена, хотя и не в полном объеме, старинная казачья организация с кошевым атаманом и войсковой старшиной, отданы запорожские регалии и определена территория поселения в пределах Одесского уезда.

За два года на новом месте обосновались 1759 казачьих семей - всего около 10 тысяч человек обоего пола; но за ними законодательно не были закреплены их владения, и к тому же активно шла раздача пустующих земель помещикам, что делало положение казаков непрочным.

Были запорожцами, стали черноморцами

В ноябре 1788 года в документах князя Григория Потемкина-Таврического появляется новое наименование «бывших запорожцев» - черноморские казаки, а в декабре уже Черноморское казачье войско. Хотя Оттоманская Порта и признала присоединение Крыма к России в 1784 году, она продолжала интенсивно готовиться к войне, намереваясь вернуть себе былые позиции, утраченные на востоке.

На первом этапе русско-турецкой войны 1787-1791 годов Турция намеревалась отбить у России земли между Днепром и Бугом, а затем овладеть Крымом. В преддверии надвигающейся войны правительство Екатерины II очень нуждалось в укреплении южных рубежей. Для этих целей и пригодились казаки Черноморского казачьего войска. Черноморское казачье войско состояло приблизительно из 12 тысяч человек, которые приняли активное участие в основных боевых действиях русско-турецкой войны 1787-1791 годов.

В самый разгар боевых действий 14 января 1788 года Императрица Екатерина II разрешила князю Григорию Потемкину отвести земли черноморским казакам для поселения в Керченском куте или на Тамани, по усмотрению. В 1790 году Потемкин подарил черноморцам свои рыбные угодья на Тамани, но законодательно эти земли не были закреплены за казаками. А после смерти светлейшего князя в 1791 году казаки оказались в очень шатком положении. В начале февраля 1792 года к императрице была направлена Дипломатическая миссия от черноморских казаков во главе с Антоном Головатым с прошением на получение царской Грамоты на пожалованные князем Потемкиным земли.

Дипломатическая миссия Антона Головатого увенчалась успехом, все просьбы казаков были удовлетворены.