Иногда без наркоза не вылечишь даже зубы. Как сделать лечение под наркозом максимально безопасным, aif.ru рассказала врач-стоматолог, доцент кафедры обезболивания в стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, клинический психолог, президент IFDAS (Всемирная Федерация Стоматологических Анестезиологических Сообществ), кандидат медицинских наук Наталия Анисимова.
Страх перед зубным врачом, который у многих в крови еще с советских времен, порой не позволяет вовремя обратиться к стоматологу. Со временем у таких людей возникает необходимость лечить сразу полон рот пораженных кариесом зубов. В современных стоматологических клиниках это можно сделать всего за один день, что называется, «под ключ». Причем, без страха и боли — во сне.
Кому показано лечение зубов под наркозом?
Современная стоматология высоко технологична и доступна. И в коммерческих, и в государственных клиниках врачи работают по единым протоколам лечения, соответствующим общемировым стандартам. Отличие состоит лишь во внутренних правилах конкретной организации. К примеру, частные специалисты вольны выбрать аппаратуру и материалы по своему усмотрению. Поэтому осознанность, как со стороны врачей, так и пациентов, сегодня необходима.
«Сейчас во время первой консультации мы часто слышим от пациентов вопросы и про действие анестетиков, и про износостойкость материалов, и про излучение рентген-аппарата, — рассказывает эксперт. — И это нас, врачей, радует, потому что лишние страхи и сильная тревожность перед вмешательством только мешают лечению. А успешность этого процесса и реабилитации после вмешательства — одновременно ответственность и врача, и пациента. Это особенно актуально, когда предстоит вмешательство под общим наркозом».
Обычно среди показаний для лечения зубов под наркозом относят:
— возраст пациента до трех лет,
— множественные поражения кариесом и его осложнения;
— ментальные проблемы у пациента, связанные с нейродегенеративными или психиатрическими заболеваниями.
Общее обезболивание — общая ответственность
«Общее обезболивание несет свои риски, ведь во время наркоза угнетается центральная нервная система, — предупреждает Анисимова — Поэтому мы обязательно следим за работой всех жизненно важных систем организма во время лечения. Но самому пациенту или его родителю необходимо проявить осознанность».
В первую очередь, эксперт советует проверить у центра наличие не только специальной аппаратуры, но и разрешающих документов (лицензии) на проведение лечения под общим обезболиванием. Кроме того, надо подтвердить квалификацию специалистов (дипломы и сертификаты врачей в хороших клиниках доступны для всеобщего обозрения).
А после того, как эти сомнения будут развеяны, настанет черед консультации с анестезиологом. Без такого специалиста клиника не имеет право проводить лечение зубов под наркозом.
Помимо предварительных анализов и исследований (в особенности, это касается пациентов с хроническими заболеваниями), которые необходимо будет сделать перед таким вмешательством, важно обсудить с врачом вопрос возможных осложнений.
Редкое, но опасное осложнение
Самое грозное из осложнений общего ингаляционного наркоза — злокачественная гипертермия (ЗГ). Так называется негативная гиперметаболическая реакция со стороны скелетных мышц на ингаляционные анестетики. При использовании местных анестетиков такой реакции не будет.
Первое слово в названии объясняется тем, что этот процесс проще предотвратить, чем устранить, поскольку он часто протекает стремительно, неуправляемо и может закончиться трагически. Однако в последнее время появилась реальная возможность справиться с этой бедой.
Осложнение проявляется гипертермией (повышением температуры тела), тахикардией, ригидностью (спазмом) мышц и рядом других опасных симптомов. При отсутствии лечения клетки организма могут начать разрушаться, что грозит пациенту летальным исходом.
«Злокачественная гипертермия — редкий синдром, имеющий наследственный характер, — говорит эксперт. — Согласно зарубежной статистике, частота развития такой реакции колеблется от 1:5000 до 1:100000 анестезий. А соответствующая генетическая предрасположенность составляет 1 на 3000–8500 человек. На сегодняшний день известны три гена, отвечающие за предрасположенность к ЗГ. Это гены RYR1, CACNA1S, STAC3. Выявить их можно, проведя генетические исследования и тест на контрактуру мышц in vivo. В тестах используется биопсия мышц и последующее наблюдение за их сокращением после обработки кофеином и галотаном».
Каковы ваши риски
А вот определить предрасположенность к ЗГ при предоперационном осмотре практически невозможно. Правда, есть тревожные факторы, о которых анестезиолог пациенту обязан сообщить. Но для этого врач должен подробно расспросить пациенты, не сталкивался ли он сам или кто-то из его кровных родственников с определенными факторами риска.
Насторожить должны следующие моменты:
— случаи «смерти от наркоза» в семье;
— физическая активность, которая вызывает резкую усталость, лихорадку, потемнение мочи, одеревенение мышц;
— необычные реакции на триггеры (кофе). Речь идет не об обычной реакции, когда чашка кофе приносит бодрость или усиливает желание сходить в туалет, а о такой, которая приводит к потере сознания, резкому головокружению. Но такой признак не будет единственным для диагностирования ЗГ;
— спонтанные судороги, мышечная слабость, косоглазие,
— болезнь центрального стержня, синдром King-Denborough, мышечная дистрофия Duchenne и Fukuyama.
Если будут выявлены эти факторы риска, лучше не рисковать и не лечить зубы под наркозом, даже если к этому есть показания.
Анестезиолог бдит
Развитие осложнения может произойти в любой момент операции, именно поэтому врачи анестезиологи-реаниматологи внимательно следят за состоянием пациента по монитору в течение всего лечения. Чем раньше начнутся мероприятия диагностики ЗГ, тем раньше начнется и лечение, тем благоприятнее будет ее исход.
И хотя предугадать осложнение нельзя, есть ранние признаки, которые могут указывать на начало его развития. К ним могут относиться:
— необъяснимая тахикардия у пациента, возникшая во время наркоз;
— повышение углекислого газа на выходе из наркоза.
«Помощь в условиях неотложных состояний равносильна джазовой импровизации — врач опирается на установленные рамки, но решает, как действовать в конкретной ситуации, самостоятельно. Опорой в случае риска развития ЗГ является оценочная шкала Мэрилин Ларах (США), куда включены клинически выраженные мышечные реакции, повышение температуры, поражения сердца, степень закисления выдыхаемого воздуха и другие», — говорит эксперт.
Есть антидот!
Еще совсем недавно ЗГ уносила жизни 80% пациентов, столкнувшихся с этим осложнением. Но сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. На отечественном рынке наконец-то был зарегистрирован антидот, который должен быть доступен везде, где проводится общая анестезия. Антидот снижает внутриклеточную концентрацию кальция в волокнах скелетных мышц, что предотвращает фатальность развития ЗГ. Благодаря его использованию за последние 30 лет летальность ЗГ снизилась с 80% до 5%.
Поэтому даже если при отсутствии факторов риска угроза злокачественной гипертермии вас продолжает тревожить, перед началом любого лечения, которое проводится под ингаляционным наркозом (неважно, идет ли речь о лечении зубов или об общей хирургии), необходимо убедиться в наличии антидота в клинике.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ