Лопатин Леонид Николаевич
Исследование имело грант № 2008/0725 Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
Рецензенты:
Данилов Александр Анатольевич - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (г. Москва).
Папков Сергей Андреевич - доктор исторических наук, профессор
(г. Новосибирск)
Ушакова Галина Александровна - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ (г. Кемерово)
В книге показана история отечественной образовательной системы в годы советской власти. Через научные аргументы доктора исторических наук и личностный взгляд педагога почти с 45-летним стажем характеризуются проблемы российского образования, воспитания, политики и идеологии. Особое внимание отводится роли учителя и родителя, власти и общества в формировании (или развале) личности, имевшей в дореволюционные времена кредо: «Честь имею!».
Хотя книга и рекомендуется специалистам образования, но любой человек найдёт в ней полезные для себя размышления о прошлом для настоящего.
Для историков, философов и политологов здесь немало дискуссионных поводов. Как показали обсуждения её журнального варианта, читатель воспринимает многие сюжеты в качестве своеобразного зеркала, отражающего его собственную преподавательскую, родительскую или гражданскую практику.
Главный герой этой книги вовсе не мальчишка с маленького железнодорожно-шахтерского поселка, ставший профессором. И не те, с кем тому пришлось встретиться за годы своей педагогической работы: ни директор прокопьевской школы с типично хамскими приемами обращения с учителями и учениками; ни доценты кафедры истории КПСС, преподававшие мифы, а не историю; ни профессор-биолог, не усматривавший за советским «блатом» аморализма, безнравственности и коррупции; ни секретарь обкома КПСС, с непривычно интеллигентным стилем; ни студент XXI в., повторяющий за школьными учителями «истины» о Гражданской войне, коллективизации, индустриализации в духе сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» и др.
Ничего личного не имею «против» или «за» упоминаемых в книге людей. Их имена попали сюда только потому, что за ними вставали не столько факты, сколько исторические события или даже явления.
Задача этой книги - научно проанализировать некоторые аспекты советской действительности второй половины ХХ в.
Показать историю советской образовательной системы (с экскурсом в 20-30-е гг.). Через научные аргументы историка (автора полутора десятка книг) и личностный взгляд педагога с 45-летним профессиональным стажем выявить современные проблемы отечественного образования.
Вскрыть влияние политики и идеологии КПСС на образование и культуру россиян, приведших к изменению менталитета россиян. Попытаться раскрыть культурологические и политические корни современной индифферентности граждан.
Предложить некоторые практические пути преодолению низкой гражданственности бывших советских людей.
В книге особое внимание отводится роли учителя и родителя, власти и общества в формировании (или развале) личности, имевшей в дореволюционные времена кредо: «Честь имею!».