На просторах Всемирной Паутины наткнулся на статью, в коей владелица кофейни рассказывает, как именно её бариста делают деньги мимо кассы: как продают напитки, не оформляя чеки, как выставляют свои товары, как прикрывают свои схемки и т.д. На редкость толковая статья, хорошо написана, живым языком и почти совсем без профжаргона, то есть так, что понятно всякому постороннему, который не из этой сферы.
Кому интересно - вот полный текст, а мне больше всего понравилось, что в самом конце автор дала список наиболее распространённых оправданий жуликоватых сотрудников - что говорят, когда их поймали на леваке:
- "не было сдачи, я доложил в кассу из своих или из чая" [а в кассе лишних денег не должно быть никогда, как и не должно, понятное дело, не хватать: сколько надо - столько надо];
- "у меня запара, я не успеваю бить чеки" [легко может оказаться правдой, я и сам не раз и не два пользовался этой отмазкой, потому что если ты на смене один, а в зале образовалась полная посадка - тут и в самом деле не до того, чтоб чеки печатать, отдать бы всё вовремя; потом, когда гости ушли, рәхәтләнеп оформляешь все отданные заказы в системе, "пробиваешь" в кассе все-все продажи, естественно, обязательно все, непременно, а то ведь лишние деньги образуются, и что с ними тогда делать?];
- "я настраивал кофемолку, поэтому смолол лишнее зерно" [это как раз для тех случаев, когда продаёшь кофеёк мимо кассы, расход зерна-то есть, а прибыли с этого зерна почему-то нет, и вот как раз очень удобно списать это зерно на настрой кофемолки; во многих кофейнях эти потери закладывают в систему учёта, но всегда очень приблизительно];
- "наверное, что-то не так посчитали" [для тех, кому лень что-то выдумывать; таких, честно скажу, почти никогда не встречал, ибо жулики, как правило, всё-таки находчивые];
- "мне просто нужны деньги" [какой-то питерский стиль, похоже; никогда в жизни не слышал];
- "хотел убедиться, что всё верно свел" [этим объясняют частую проверку так называемого Х-отчёта, который покажет, верно ли сведён баланс кассы и банковского терминала - это для тех случаев, когда деньги мимо кассы делаются по безналичному расчёту; хотя мне доводилось работать как-то в одном заведении, где менеджменту было абсолютно всё равно на этот самый баланс, что, конечно, сильно облегчало жизнь: никаких Х-отчётов, красота].
По отдельности эти симптомы могут ничего не значить, но вместе подозрительны.
А у меня любимая отмазка - это: "Гость потребовал переделать замечательное кофе капучино с корицей погорячее. Сказал, что молоко совсем уж перекипятили, и он обжёг язык".
Это легко может оказаться правдой. Температуру напитка непросто регулировать, это приходит с опытом. Рискну сказать, что научить этому заранее невозможно - даже в том случае, если бы в самом деле хорошо обучали.
А так, если спросят, дескать, а почему сделали 2 кофе, а в кассе пробили только 1 - всегда можно ответить, что гость недоволен, не понравилось, и вот в срочном порядке переделали. А что не пробил чек - ну так у меня запара, я не успеваю пробивать чеки, лишь бы гость был доволен, верно?
И самое лакомое:
- Повторить для вас кофе?
- Да, спасибо.
Приношу ещё один кофе.
- Ой, нет-нет, я кофе не буду. Я имела в виду, что можно забирать чашку, поэтому сказала "Да, спасибо", а повторять кофе мне не надо, не надо, не надо. Сами видели - я же уже одну чашку выпила, а кофе раз в день только пьют. Вы не знали? А ещё официант, ц.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, это что ещё за выдумки?
А я вам отвечу - это не выдумки, а реальный случай.
И вот опять: расход зерна есть, напиток полностью готов, а прибыли с него у заведения почему-то нет. Для оправдания вполне годится.
Очень удобно, что гости сейчас в наушниках сидят, ничего не слышат, но кивают, соглашаются.