Со стороны Хутора Михайловского с самого утра слышен вой – на Украине празднуют очередной юбилей "аннексии" Крыма. Эта дата отмечается на Украине дважды – 18 марта и 19 апреля. Впрочем, даже не вполне адекватные украинские пропагандисты догадываются, что вторая годовщина к Украине имеет косвенное отношение – ведь речь идёт о событиях 1783 года.
В этот день, 240 лет назад императрица Екатерина Великая милостиво повелеть соизволила включить Крым в состав Российской империи. Указ назывался "О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу", что особо греет сердце украинским националистам, не смотря даже на то, что Кубань тогда не была "украинской" – этим земли были пожалованы запорожцам той же Екатериной в 1792 году. Крым эти земли не использовал, но туда отгоняли свои стада подвластные хану ногайцы.
Разумеется, присоединение Крыма не было одномоментным актом. На протяжении XVII-XVIII веков Россия рывками приближалась к Крыму. Крымские походы 1687 и 1689 года скорее носили демонстрационный характер, но уже обозначили вполне реальную угрозу Крымскому ханству. А уже в 1736 году граф Бурхард фон Мюнних (Миних) дошёл до Бахчисарая.
Однако, непосредственное вхождение Крыма в состав России стало следствием евроинтеграции.
Проводить её начал хан Шахин Герай – внук Девлета II. Это был человек многих талантов, знал несколько языков, бывал в Европе…
В 1777 году он стал ханом уже независимого (по условиям Кючук-Кайнарджийского мира) и тут заверте… В общем, он начал проводить реформы по европейскому образцу.
Справедливости ради, надо сказать, что ряд реформ просто-таки напрашивались – крымская государственность была несколько устаревшей. Крымский хан оставался выборным, что в XVIIIвеке было… не модно. При этом сам Крым больше напоминал олигархическую республику, где все основные решения принимались родовой аристократией (и в России, и в Османской империи аристократия была служилой).
Задуманные реформы выглядели так:
- Шахин объявил себя самодержцем;
- установил систему престолонаследования;
- вместо курултая беев ввёл назначаемый шахом диван;
- вместо бейских владений территория Крыма была нарезана на судебные округа, подчинённые хану;
- самих беев он попытался привести к общему знаменателю, введя подобие табели о рангах (что по умолчанию было лишено смысла, ибо эта система была адаптирована к служилому дворянству);
- была унифицирована налоговая система;
- проведена национализации владений духовенства (по примеру российской секуляризации);
- вместо ополчения создана регулярная армия;
- были предприняты меры по обеспечению равноправия сторонников всех религий.
Часть этих реформ, может, и прошла бы, но были две проблемы.
Во-первых, помимо важных административных реформ Шахин провёл кучу неважных, но страшно раздражающих мусульманское общество, вроде введения европейского платья и европейской же манеры есть за столом.
Во-вторых, чтобы проводить такие реформы, нужен новый госаппарат – Петру I было проще, он опирался на традицию приглашать иностранцев и им же созданную практику отправлять молодёжь на учёбу в Европу. Шахин мог опереться только на русских генералов.
Отношение российского руководства к этим реформам было неоднозначным. Императрица и граф Никита Панин реформы скорее поддерживали, а вот граф Александр Безбородко и светлейший князь Григорий Потёмкин полагали, что это лишнее и Крым, во избежание головняка, надлежит просто принять в состав России. Они рассматривали полуостров как базу для реализации "греческого проекта".
Летом-осенью 1778 года российское военное командование, представленное графом Александром Суворовым, организовало вывоз в Азовскую губернию (в район Мариуполя) крымских христиан – армян и греков. Якобы из идеологических соображений – дабы не находились под мусульманской властью. Обернулось это страшным ударом по торгово-финансовой сфере Крыма, что само по себе усугубило сложившееся уже негативное отношение к хану-реформатору.
Закончилось всё немного предсказуемо – несколько раз вспыхивали восстания, причём в 1782 году хану даже пришлось бежать. Они, однако, быстро подавлялись русскими войсками.
В декабре 1782 года Потёмкин обратился к Екатерине с меморандумом, в котором указал: "приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит. (…) Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море". Государыня императрица, обдумав ситуацию, предписала князю "завести посреди татарских народов ближайшия связи, поселить в них доброхотство и доверие к стороне нашей, и, когда потребно окажется, склонить их на принесение нам просьбы о принятии их в подданство наше".
Тут особых сложностей не было. Последнее возвращение Шахина обернулось жестокими расправами над его противниками, включая публичное побитие камнями члена ханского рода Халима Герая. Благодаря усилиям евроинтегратора и элита, и население Крыма пришли к выводу, что податься под непосредственное управление Петербурга будет проще и дешевле.
14 апреля 1783 года Шахин Герай отрёкся от престола пред лицем Потёмкина, беи были приведены к присяге на подданство России, а уже 19 апреля Екатерина издала манифест.
Следует отметить, что с утратой независимости Крым потерял не так уж и много. Главные итоги присоединения были следующими:
- крымчане сохранили право исповедовать ислам, традиционный уклад и имущественные владения;
- местная знать получила права дворянства (кроме права иметь крепостных – их в Крыму не было);
- отменено рабовладение;
- введён льготный налоговый режим (порты полуострова освободили от уплаты таможенных пошлин и т.п.);
- началась реализация ряда инфраструктурных проектов, которые привлекли финансы и рабочую силу в Крым (одно строительство Севастопольской военно-морской базы чего стоило).
Ну и безусловным выигрышем для населения Крыма, особенно – после ожесточённой гражданской воны между Шахином и поддержанным Стамбулом Селимом III, была стабильность в государстве, значительно более современном, чем ханский Крым.
В Европе же присоединение Крыма прошло практически незамеченным. Франция попыталась было возмущаться, но президент Коллегии иностранных дел Иван Остерман напомнил французскому посланнику о прецеденте с присоединением Корсики. Франция была слишком занята конфликтом с Великобританией из-за США, чтобы отвлекаться ещё и на Крым (в это время только что закончилась англо-французская война и продолжались переговоры между США и Великобританией).
Турция, в данной ситуации не имея союзников, сочла за лучшее признать сложившееся положение, а порешать уже потом – военным путём. Потом, в 1787-91 годах, военным путём решали А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Под впечатлением их способов решения дипломатических вопросов был подписан Ясский договор, по которому Турция навсегда отказывалась от Крыма.
Первопубликация: https://ukraina.ru/20230419/1045434667.html