Впервые идея возникла в обороняющейся Одессе в самом начале войны. Застрельщиком выступил главный инженер машзавода Романов. За основу взяли гусеничные трактора СТЗ (Сталинградского тракторного завода). Далее их надо было обшить бронёй и вооружить. Для изготовки пробных образцов выделили три СТЗ-НАТИ, вооружение и материалы. В производстве участвовали рабочие машиностроительного и судоремонтного заводов, листовую броню предоставила военно-морская база.
С трактора среза́лась верхняя часть корпуса. Затем он обшивался защитой из двух листов стали, между которыми укладывались доски. От осколков и пуль такой защиты хватало. В центре корпуса устанавливалась вращающаяся башня, в которой крепили вооружение. Первоначально поставили пушку с подбитого танка Т-26, но получилось громоздко и неэффективно, поэтому впоследствии устанавливали два танковых пулемёта Дегтярёва.
20 августа первые три бронетрактора ушли на испытание в условиях реального боя. Присоединившись к одному настоящему танку, группа под руководством старшего лейтенанта Юдина выбила противника из окопов на одном из участков обороны и заставила его отступить. Потерь бронемашин допущено не было. Командованием обороны города была поставлена задача изготовить ещё 70 бронетракторов. Всего же их произвели больше 50-ти, и это в условиях постоянных обстрелов и бомбёжек цехов.
В ночь на 20 сентября 1941 года 20 бронированных машин, включив фары и сирены, с лязгом и грохотом двинулись на одну из частей румынских солдат, засевших в траншеях. Их обуял ужас, вояки кинулись в бегство. Машины после этого боя получили название «НИ-1» («На Испуг»). И отличились подобным же образом ночью 2 октября. В ходе психической атаки было захвачено 24 артиллерийских орудия и стрелковое оружие бежавших румын.
В результате эвакуации советских войск из Одессы уцелевшие машины «НИ-1» пришлось бросить. И румыны ещё некоторое время использовали их для подсобных работ.
Самодельные "танки" делали и в других районах, фантазия позволяла собрать любую конструкцию.