Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Возникновение религии: как люди поверили в богов. Часть 4. Эмиль Дюркгейм о религии как социальной структуре

Продолжаю публиковать лекцию по теме "Возникновение религии: как люди поверили в богов". На этот раз поговорим о человеке, который оказал фундаментальное влияние на функционалистский подход в религиоведении и социально-гуманитарной науке в целом.

Для спонсоров на boosty опубликовал расширенную версию данной статьи. Помимо Дюркгейма, там можно познакомиться с концепциями Роберта Маретта и Уильяма Робертсона-Смита.

Возникновение религии: как люди поверили в богов. Часть 4. Маретт, Робертсон-Смит, Дюркгейм - ТРИКСТЕР. Научно о религии

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) написал важную религиоведческую работу под названием «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Дюркгейм, следую работам коллеги Уильяма Робертсона-Смита, сделал акцент на социальных функциях религии и в качестве первичной формы выбрал тотемизм:

«Общий вывод этой книги состоит в том, что религия — явление главным образом социальное. Религиозные представления — это коллективные представления, выражающие коллективные реальности; обряды — это способы действия, возникающие только в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп». (Элементарные формы религиозной жизни)

Исследуя этнографические материалы об австралийских аборигенах, Дюркгейм пришел к мысли, что религия не создавалась в результате наблюдений за внешним миром, но она есть продукт общественных отношений. Ученый обнаружил, что у членов австралийских племен есть объединяющие факторы в виде одного и того же тотема. Тотемом могло быть животное или предмет. Главное, чтобы его воспринимали как родовую ману, которая приносит племени силу и удачу.

Дюркгейм сделал очень важный шаг. Он решил дать наиболее широкое и обоснованное определение религии, прежде чем искать минимум религии, то есть ту религию, которая была изначально в первобытном обществе. Когда Дюркгейм дает определение религии, он сразу отбрасывает понятия сверхъестественного и веры в бога, потому что не во всех религиях есть представления о сверхъестественном и божественном. Скорее, в религии главным является деление мира на сакральное и профанное, или священное и мирское. Отсюда следующее определение:

«Религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным, то есть к отделенным запретным, вещам, верований и практик, объединяющих в одно нравственное сообщество, называемое Церковью, всех тех, кто им привержен». (Элементарные формы религиозной жизни)

Таким образом, изначальная религия по Дюркгейму подразумевает коллектив людей, которые имеют общее представление о священном и мирском, и именно это представление сплачивает коллектив в единое племя. Дюркгейм использует слово «церковь». Оно может сбивать с толку, так как это христианский термин. Но для Дюркгейма церковью является любая община, объединенная нравственными предписаниями и единой верой.

После определения религии он приступает к критике анимизма и натурализма. Анимизм – это интеллектуалистская концепция Тайлора, при которой первобытный человек через рациональное осмысление объясняет для себя сновидения и приходит к вере в души, духов и призраков. Натурализм отличен от анимизма тем, что в его основе находится чувственный опыт человека. Первобытные люди пытались объяснить грозу, молнию, далекое солнце и приходили к идеям о сверхъестественном. Дюркгейм критикует подобные концепции, так как они уже подразумевают сложную систему верований. Взамен ученый предлагает тотемизм:

«Поскольку ни человек, ни природа сами по себе не обладают сакральным характером, они должны получать его из другого источника. Помимо человеческих индивидов и физического мира, должна существовать и некая другая реальность, в отношении которой эти разновидности заблуждения, которыми в определенном смысле являются все религии, обладают значением и объективной ценностью. Другими словами, помимо тех культов, которые мы называем анимистическими и натуралистическими, должен существовать и другой тип культа, более фундаментальный и примитивный, по отношению к которому два первых являются лишь производными формами или частными аспектами» (Элементарные формы религиозной жизни).

Дюркгейм не является автором концепции тотемизма. До него про культ тотемов писали антропологи, в том числе Джеймс Фрэзер, который называл тотемизм социальной магией. На тотемизм обратили внимание в 1791 году, когда исследовали верования американских индейцев. Слово «тотем» происходит из языка североамериканского народа оджибве, и означает священный предмет или символ, который служил отличительным знаком определенной группы людей: племени, клана, семьи. Когда Дюркгейм описывал тотемизм австралийского племени арунта, он считал, что они на самом деле поклоняются обществу, которое было отражено в тотеме. Тотем – это племя, записанное в символ. Следовательно, религия по Дюркгейму – это культ общества, племени, отраженное в священных символах.

Поэтому, если придерживаться подхода Дюркгейма, религию нельзя убрать из человеческого общества путем просвещения и разоблачения религиозных мифов. Религия – это в первую очередь культ священного, а не учение о сверхъестественном или о богах. Священное присутствует везде: оно может быть проявлено в гражданских праздниках, в семейных традициях, в лице популярного человека и т.д. Именно наделение объекта статусом священного является ключевым моментом любой религии. Поэтому, в рамках подхода Дюркгейма, религия может приобретать очень нестандартные формы, вплоть до культа Марадоны или известного артиста.

👇👇👇

Друзья, я собираю необходимую сумму на бусти для ежемесячного развития блога. По подписке на бусти вам будет доступен бонусный контент и закрытый чат в телеграме. Переходите по ссылке, если есть желание поддержать мой канал.

Также подписывайтесь на мой телеграм.