Найти тему
Вот Как!

Абсурдная классификация животных Борхеса: об императорских молочных поросятах, разбивших цветочную вазу

Оглавление
Хорхе Луис Борхес (1899 - 1986)
Хорхе Луис Борхес (1899 - 1986)

В творчестве аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса можно встретить весьма необычную классификацию животных, согласно которой те делятся на:

  • принадлежащих Императору,
  • набальзамированных,
  • прирученных,
  • молочных поросят,
  • сирен,
  • сказочных,
  • бродячих собак,
  • включённых в эту классификацию,
  • бегающих как сумасшедшие,
  • бесчисленных,
  • нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
  • прочих,
  • разбивших цветочную вазу,
  • похожих издали на мух.

Сам по себе этот список, конечно, очень забавный.

Однако создан он не только лишь ради шутки, а в литературе и философии имеет определенное влияние. Более того, хоть классификацию и приписывают фантазии Борхеса, но на деле вопрос её появления не так однозначен.

Давайте разбираться.

Откуда взялась эта классификация?

Список обнаруживается в небольшом рассказе-эссе Борхеса под названием «Аналитический язык Джона Уилкинса».

Уилкинс – живший в XVII веке британский священник и философ, известный благодаря идее об универсальном (понятном любому) языке.

Джон Уилкинс (1614 - 1672 гг.)
Джон Уилкинс (1614 - 1672 гг.)

Для создания слов в универсальном языке Уилкинс разделил совершенно всё в мире на сорок категорий («родов»), которые далее разделялись на «дифференции» и далее на «виды».

Для обозначения «рода» служили слоги из двух букв, для каждой «дифференции» – гласная, а для каждого «вида» – согласная буква. Таким образом (по идее Уилкинса), используя буквы, несущие конкретный смысл, можно составить слово для обозначения чего угодно.

Борхес в своём эссе подверг критике придуманную Уилкинсом классификацию всего на свете. Он рассматривал некоторые из «родов», говоря о них как о «сумбурных», «двусмысленных» и «приблизительных».

Именно для иллюстрации несовершенства этих категорий Борхес и приводит классификацию животных, якобы описанную в «некоей китайской энциклопедии» под названием «Божественное хранилище благотворных знаний».

Так кто же автор?

Конечно, автора древней китайской энциклопедии (к тому же, вероятно, никогда не существовавшей) определить непросто. Однако Борхес ссылается ещё на одно лицо, – Франца Куна, человека, открывшего забавную классификацию животных западному миру.

Франц Кун (1884 – 1961 гг.) был немецким юристом и переводчиком, и значительную часть жизни занимался только переводами на немецкий язык различных китайских сочинений. Потому не исключено, хоть и маловероятно, что он переводил с китайского подобный текст.

Основная сложность в рассуждениях об авторстве классификации в том, что Борхес, будучи писателем, а не учёным, в своих работах оставлял множество ссылок, которые зачастую не были проработаны и должным образом проверены. В результате, смешение фактов и вымысла – нормальное явление для текстов Хорхе Луиса Борхеса.

Достоверных свидетельств о том, что классификация животных существовала до того, как о ней написал Борхес, так и не было найдено. Именно поэтому сам по себе вопрос авторства оказал существенное влияние как на мировую культуру, так и на мировую науку.

В частности, австралийский историк Кит Виндшаттл говорил о том, что многие преподаватели вузов, ознакомившись с классификацией, принимают на веру достоверность авторства списка. Виндшаттл приводил данный факт как признак упадка западной системы образования.

Именитые дядьки продолжают на полном серьёзе обсуждать странный список животных

Классификация упоминалась в литературе и философии у авторов, так или иначе затрагивавших вопросы языка и универсального языка.

Например, Мишель Фуко в предисловии к своей работе «Слова и вещи» прямо говорит о том, что толчком к написанию этой книги явилась классификация животных Борхеса. А точнее – смех, вызванный её прочтением.

В то же время, профессор клинической психологии Луи Сасс прокомментировал классификацию как демонстрирующую типичное шизофреническое мышление.

С другой стороны, лингвист Джордж Лакофф говорит об этом списке животных как о похожем на некоторые классификации, существующие в культурах, отличных от западной.

Как видите, по всем признакам шуточный пассаж писателя стал поводом для вполне серьёзных работ и дискуссий.

Получается, Борхес всех просто затроллил?

Можно сказать и так, однако стоит обратить внимание на важную деталь.

В «Аналитическом языке Джона Уилкинса» Борхес продолжает свою мысль о проблеме классификаций в языке весьма серьёзным утверждением:

«Очевидно, не существует классификации мира, которая бы не была произвольной и проблематичной. Причина весьма проста: мы не знаем, что такое мир».

А говоря о научном аналитическом подходе к языку и конструированию языка, добавляет:

«Язык – это факт не научный, а художественный; его изобрели воины и охотники, и он гораздо древнее науки».

Так что своей классификацией животных Борхес сумел не только добавить юмора в сложную тему и заставить многих посмеяться, но видимо, от души посмеялся и сам.

Понравился материал? Посмотрите подборки:

Персоналии | Вот Как! | Дзен
Аферы и фальсификации | Вот Как! | Дзен