Найти в Дзене

Есть ли в Вуду разделение в касте жрецов: практики и предсказатели. Как они называются

Изображение верховного божества Водун: Мау Лисса
Изображение верховного божества Водун: Мау Лисса

Как я писала ранее в своих статьях, Водун не похож на централизованные религии. В Водун нет единого поклонения всем водун, то есть всем божественностям пантеона. И это прежде всего так сложилось исторически. Водун каким мы знаем его сейчас формировался благодаря слиянию верований разных племен, которые объединялись в одно государство. Во времена миграции племен. Поэтому каждый клан, семья или этнос почитал своих божеств. 

Например, водун Хэвиосо, божественность огня и справедливости, появился в Дагомее благодаря народу йоруба, пришедшего с территории современной Нигерии. Народ этот в Бенине называют по-своему, наго.

У йоруба этот же бог называется Шанго. Он имеет те же свойства, характер и тд. Поэтому адептов этого культа так и называют - АНАГОНУ (мы - наго). 

Или водун Дан Айидо Уэдо. Пришел от народа Уэдо. Они поселились в месте, которое сейчас называется Уида. Их адептов иногда называют Уэдосси (жена уэдо).

Боконо Фа народа фон
Боконо Фа народа фон

Поэтому существует множество культов разных водун. В этих культах свои правила, табу, свое развитие и тд. 

Жрецы этих культов служат своим божественностям, помогают людям, которые являются членом из семьи, соседям и людям своего народа и других народов, которые приходят за помощью.

Жрецов водун принято называть ВОДУНО(Н),  ХУНО(Н), ГУНО(Н).

Но если мы будем говорить о жреце какого-то конкретного водун, то это будет примерно так - ДАНО(Н) жрец водун Дан; САКПАТАНО(Н) жрец водун Сакпата и тд

P.S: букву (Н) я взяла в скобки, потому что эта буква в конце произносится в нос и практически не слышима. 

Слово НОН в зависимости от смысла может означать «королеву» или чаще «МАТЬ». 

То есть переводя дословно - мать водун, мать крови(рода) и тд

Старших над жрецами называют: ВОДУНОГАН, БОКОНГАН, ХУНОНГАН. Слово ГАН - означает главный, старший, большой, глава.

Адептов называют ВОДУНСИ (водун это божественности, аси - жена) то есть дословно - жена водун. Это не зависит от пола. 

Бабалаво Ифа народа йоруба (наго)
Бабалаво Ифа народа йоруба (наго)

И есть особо стоящий культ. Это культ Фа. Культ предсказателей, пророков и прорицателей. Это особо уважаемая каста, так как вся традиция построена на Фа. У других этно групп Фа называется по-разному, например: Ифа, Афа, Афан. Это все одно и то же. И фа объединяет все культы в каком-то роде. 

Тот, кто прошел церемонию получения своего личного Фа, называют ФАВИ (ви - это ребенок), то есть дословно ребенок фа.

Жрецов Фа называют БОКОНО(Н). Владелец амулетов, или отец тайн. Мать тайн если дословно, мать силы. 

Тот, кто получил свой знак фа и знак жреческий, и если он захочет учиться чтобы стать боконо, его называют БОКОНВИ - ребенок боконо. 

Обожествленный пророк у йоруба Ифа - Орунмила
Обожествленный пророк у йоруба Ифа - Орунмила

Эти культы связаны и не связаны одновременно. 

👉🏽Если вы пойдете к боконо, проконсультироваться с Фа, он может вам сказать, кто ваш водун. Тогда вы идете к жрецу этого водун, чтобы провести церемонию или посвятиться. 

👉🏽 Но вы можете прийти к хуно какого-то водун и он тоже может проконсультироваться о вас, но уже не с Фа, а со своим водун.

Но традиционно идут к Боконо. И только потом к Хуно. Боконо намного уважаемы в обществе, чем обычные хуно.

Опять таки, если кто-то выбирает короля, преемника жреца, или ему нужны травы и лекарства, если кто-то хочет построить святыню водун - он идет к боконо и к фа. 

Боконо консультирует божественность.

Хуно кормит и обслуживает божественность. Но хуно может консультироваться тоже, но уже не с Фа, а со своим водун.

Эти две должности могут быть одновременно, что встречается редко. Однако это может быть и это не запрещено. 

P.S.: почему названия жрецов связаны с женским началом. Потому что народ фон (чья собственно религия вуду или водун) опирается в своей вере на женскую часть Создателя. Есть называние для бога в нашей культуре: Мау-Лисса. Мау считаетчя женским аспектом (луна), а Лисса - мужским (солнце). Само слово Mawu МАУ переводится как Бог

В родственной традиции народа йоруба, где Ифа и Ориша, они опираются на мужской аспект. У них Создатель исключительно мужского аспекта. А так же за божество почитается Орунмила (предсказатель, пророк). И в их традиции боконо называется бабалаво (отец тайн) - слово баба переводится как отец. Слово лаво или аво - тайна.